Нематериальное культурное наследие

Кто такие теленгиты и зачем им топшур? Исчезающие народы России

Чабан на летней стоянке в верховьях реки Ак-Кол, вверх к Софийскому леднику.

На земле осталось всего около четырех тысяч теленгитов — древнего тюркского народа.[/B] Долгое время теленгиты считались субэтнической группой алтайцев и лишь во время переписи населения в 2000 году были зафиксированы как отдельная народность.

Теленгиты живут обособленно, в одном из самых засушливых мест планеты — в Чуйской степи Горного Алтая. Они уверены, что Чуйская степь — это место невиданной силы и сакральных знаний. Посредником между мирами выступает шаман. Он приносит жертвоприношения духам и божествам. Особенно почитаются горные перевалы: преодолевая их, теленгиты жертвуют духу — хозяину горы камни или ветви.

Несмотря на суровый климат и кочевой образ жизни, местные жители кормят свои семьи, занимаясь скотоводством и благодаря за удачные годы матушку землю и духов гор. Теленгиты разводят яков, верблюдов, лошадей, коров, овец и коз и пасут домашних животных круглый год: зимой — на высокогорных плато, весной и осенью — на предгорных пастбищах, а летом — в долинах рек. Они живут в переносных шалашах-чумах или войлочных юртах, которые перевозят вместе со всем хозяйством на новые места постоя. Помимо скотоводства и земледелия, мужчины занимаются охотой, а женщины собирательством — дикорастущих трав, кореньев и ягод.

«Раньше все было как: мать земля людей кормила, а небо поило. Сейчас же многим кажется, что все можно купить в магазине. Сел в машину и поехал. И для этого необязательно молиться, строить святилища или поклоняться родовым местам. Но что, если человек живет не в городе, а мечтает о чем-то ином — о хороших пастбищах и о погоде, которая должна соблаговолить вовремя перекочевать».
Мария Турлунова, хранительница традиций теленгитского народа

Музыка присутствует в жизни теленгитов с момента рождения и всю последующую жизнь. Колыбельные песни поют как женщины, так и мужчины — отцы и дедушки владеют искусством горлового пения. Также с помощью мелодичных напевов теленгиты располагают животных к кормлению новорожденных детенышей, успокаивают их во время надоя. Разнообразие таких вокальных скотоводческих заговоров велико, ведь от благополучия поголовья скота напрямую зависит жизнь теленгитов.

Главный музыкальный инструмент этой народности — топшур. На нем играют в основном мужчины. Под аккомпанемент топшура народные сказители (кайчи) исполняют традиционный эпос. Инструмент изготавливают из кедра или сосны, а для струн используют волосы из хвоста самого быстроходного скакуна в табуне. Разнообразные наигрыши бывают медитативно-созерцательными, танцевальными и частушечными. Они могут выступать как фон для общения, а могут играться только для себя, что считается одним из способов духовного самосовершенствования.

«Струнный инструмент имеет форму балалайки, но далеко не звучный, так как струны на нем употребляются из конского волоса, свитого в тоненькую веревочку... Играют на нем так же, как и на балалайке...»
Андрей Анохин, ученый-этнограф

Новый год (Чага-Байрам) этот народ отмечает в конце февраля или в начале марта, в день новолуния. Собравшись ранним утром в одном из мест поклонения солнцу, теленгиты жгут костер из веток можжевельника, читают молитвы, подносят дары и привязывают к священному дереву ритуальные ленточки («кыйры»).

Смотрите также

Как на Руси отмечали Пасху
Вспоминаем, как отмечали Пасху в старину
Деревянные церкви Руси
Творения плотников, что сохранились в веках.
Благая весть
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.