Борис Кустодиев. Масленичное гулянье (фрагмент). 1919. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

КАКИХ СВЯТЫХ НА РУСИ СЧИТАЛИ ПОКРОВИТЕЛЯМИ ЖЕНЩИН?

Отвечает Екатерина Гудкова, филолог, автор портала «Культура.РФ»
Борис Кустодиев. Масленичное гулянье (фрагмент). 1919. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

КАКИХ СВЯТЫХ НА РУСИ СЧИТАЛИ ПОКРОВИТЕЛЯМИ ЖЕНЩИН?

Отвечает Екатерина Гудкова, филолог, автор портала «Культура.РФ»
Главной покровительницей женщин и материнства была Пресвятая Богородица.
Главной покровительницей женщин и материнства была Пресвятая Богородица. Ей молились об успешных родах и благополучии детей, о здоровье семьи и хорошем урожае, а также о спасении от любых бед.

В праздники, связанные с Божией Матерью, запрещалось ткать и прясть. Этому чисто женскому занятию крестьяне придавали сакральный смысл, ведь ткачиха уподоблялась Богу, который «соткал» мир. Накануне Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября) молодые замужние женщины сжигали соломенные постели, чтобы избежать сглаза. Пожилые сжигали изношенные лапти, «чтобы прибавить ходу». Такой же очистительный обряд проводили после зимы, на Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля), когда по народным поверьям Царица Небесная разбрасывает по земле зерно и молит Господа о благословении будущего урожая.

Фольклорный образ Богородицы частично унаследовал черты языческой Матери — Сырой Земли. Последнюю тоже считали кормилицей и матерью всего живого. В некоторых областях, например в Переславле-Залесском, запрещалось разбивать комья земли, так как это было все равно что «бить саму Мать Пресвятую Богородицу».

Признаки еще одной языческой покровительницы женщин — Мокоши исследователи находят в образе святой Параскевы Пятницы. Чаще всего поклонялись великомученице Параскеве Иконийской, но в некоторых местах особо почитали преподобную Параскеву Сербскую. Святую Пятницу, как и Мокошь, считали главной помощницей в ткачестве и вообще в женских занятиях.
Когда наступает время жатвы, одна из деревенских старух, легкая на руку и этим… всем известная, отправляется в поле ночью и сжинает первый сноп. Связав его, ставит она на землю и три раза молится в это время Прасковье-Пятнице, чтобы помогла рабам Божиим (помянет всех женщин своей деревни, на которых, по белорусскому хозяйскому обычаю, лежит обязанность жнитва). Просит старуха об окончании, без скорбей и болезней, тяжелой работы и быть заступницей от лихих людей, особенно тех, которые умеют делать «заломы» (вид порчи. — Прим. ред.). Затем берет она свой сноп и, крадучись ото всех, несет его в свою избу. Всякая встреча при этом — недобрый знак.
Сергей Максимов, «Крылатые слова», 1890 год
Бытовали легенды об иконах Параскевы Пятницы, которые находили в колодцах. Этой святой молились о дожде. Ту же функцию «подательницы влаги» когда-то исполняла Мокошь. Днем Мокоши считалась пятница, имя Параскева переводится с греческого как «канун субботы, пятница». Впрочем, независимо от того, кому поклонялись крестьянки — языческой богине или христианской святой, по пятницам они соблюдали запрет на женские работы.

Как помощников в семейной жизни особо почитали святых Косму и Дамиана. Православная церковь выделяет три разных пары святых с такими именами. День памяти Космы и Дамиана Азийских 14 ноября назывался в народе Кузьминки и был девичьим праздником. В этот день подруги собирались в доме одной из девиц, накрывали на стол и приглашали парней. После трапезы начинались «поцелуйные» игры, где нужно было выбрать себе пару. 14 июля, когда церковь вспоминает Косму и Дамиана Римских, проходили летние Кузьминки. Братчину, то есть общую трапезу, в этот день собирали замужние женщины. К празднику они вышивали, шили, ткали «обетное рукоделие», а деньги от его продажи жертвовали бедным.

О счастливом замужестве, рождении детей, избавлении от насилия и болезней женщины также молились великомученицам Анастасии Узорешительнице, Варваре Илиопольской и Екатерине Александрийской, святителю Николаю Мирликийскому, праведной Анне и другим святым.
Главной покровительницей женщин и материнства была Пресвятая Богородица. Ей молились об успешных родах и благополучии детей, о здоровье семьи и хорошем урожае, а также о спасении от любых бед.

В праздники, связанные с Божией Матерью, запрещалось ткать и прясть. Этому чисто женскому занятию крестьяне придавали сакральный смысл, ведь ткачиха уподоблялась Богу, который «соткал» мир. Накануне Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября) молодые замужние женщины сжигали соломенные постели, чтобы избежать сглаза. Пожилые сжигали изношенные лапти, «чтобы прибавить ходу». Такой же очистительный обряд проводили после зимы, на Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля), когда по народным поверьям Царица Небесная разбрасывает по земле зерно и молит Господа о благословении будущего урожая.

Фольклорный образ Богородицы частично унаследовал черты языческой Матери — Сырой Земли. Последнюю тоже считали кормилицей и матерью всего живого. В некоторых областях, например в Переславле-Залесском, запрещалось разбивать комья земли, так как это было все равно что «бить саму Мать Пресвятую Богородицу».

Признаки еще одной языческой покровительницы женщин — Мокоши исследователи находят в образе святой Параскевы Пятницы. Чаще всего поклонялись великомученице Параскеве Иконийской, но в некоторых местах особо почитали преподобную Параскеву Сербскую. Святую Пятницу, как и Мокошь, считали главной помощницей в ткачестве и вообще в женских занятиях.


«Когда наступает время жатвы, одна из деревенских старух, легкая на руку и этим… всем известная, отправляется в поле ночью и сжинает первый сноп. Связав его, ставит она на землю и три раза молится в это время Прасковье-Пятнице, чтобы помогла рабам Божиим (помянет всех женщин своей деревни, на которых, по белорусскому хозяйскому обычаю, лежит обязанность жнитва). Просит старуха об окончании, без скорбей и болезней, тяжелой работы и быть заступницей от лихих людей, особенно тех, которые умеют делать «заломы» (вид порчи. — Прим. ред.). Затем берет она свой сноп и, крадучись ото всех, несет его в свою избу. Всякая встреча при этом — недобрый знак».

Сергей Максимов, «Крылатые слова», 1890 год


Бытовали легенды об иконах Параскевы Пятницы, которые находили в колодцах. Этой святой молились о дожде. Ту же функцию «подательницы влаги» когда-то исполняла Мокошь. Днем Мокоши считалась пятница, имя Параскева переводится с греческого как «канун субботы, пятница». Впрочем, независимо от того, кому поклонялись крестьянки — языческой богине или христианской святой, по пятницам они соблюдали запрет на женские работы.

Как помощников в семейной жизни особо почитали святых Косму и Дамиана. Православная церковь выделяет три разных пары святых с такими именами. День памяти Космы и Дамиана Азийских 14 ноября назывался в народе Кузьминки и был девичьим праздником. В этот день подруги собирались в доме одной из девиц, накрывали на стол и приглашали парней. После трапезы начинались «поцелуйные» игры, где нужно было выбрать себе пару. 14 июля, когда церковь вспоминает Косму и Дамиана Римских, проходили летние Кузьминки. Братчину, то есть общую трапезу, в этот день собирали замужние женщины. К празднику они вышивали, шили, ткали «обетное рукоделие», а деньги от его продажи жертвовали бедным.

О счастливом замужестве, рождении детей, избавлении от насилия и болезней женщины также молились великомученицам Анастасии Узорешительнице, Варваре Илиопольской и Екатерине Александрийской, святителю Николаю Мирликийскому, праведной Анне и другим святым.
Материалы по теме