ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА СТАНИСЛАВСКОГО?

Отвечает Дарья Федосова,
автор портала «Культура.РФ»
ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА СТАНИСЛАВСКОГО?
Отвечает Дарья Федосова,
автор портала «Культура.РФ»
В конце XIX века театр в России был достаточно консервативным: актеры стремились показывать эмоции, но не проживали их по-настоящему.
Система Станиславского — это обширная теория сценического искусства, которую разработал в начале XX века педагог, режиссер и актер Константин Станиславский. Эта система изменила подход театральных деятелей к актерскому мастерству и до сих пор остается основой обучения артистов по всему миру.

Константин Станиславский родился в семье, увлеченной театром, и с ранних лет участвовал в любительских постановках. С годами он все глубже погружался в театральное искусство, и вскоре его по праву стали считать профессионалом.

В 1888 году Константин Станиславский вместе с актером Александром Федотовым, художником Федором Соллогубом и оперным певцом Федором Комиссаржевским организовал Московское общество искусства и литературы. А спустя год, в рамках деятельности общества, Станиславский впервые выступил в роли режиссера: поставил спектакль «Горящие письма» по пьесе Петра Гнедича.

Все больше и больше занимаясь актерским мастерством и режиссурой, Станиславский оставался недоволен господствующими принципами работы на сцене. В конце XIX века театр в России был достаточно консервативным: актеры стремились показывать эмоции, но не проживали их по-настоящему. Театру не хватало системного подхода к развитию персонажей и психологического реализма. Актерские приемы были поверхностными, жестикуляция — утрированной, а спектакли — условными и почти шаржевыми.

Со временем Станиславский сформировал собственный взгляд на сценическое искусство. И когда вместе с Владимиром Немировичем-Данченко создавал Московский Художественный театр, он стремился воплотить в жизнь свои замыслы.

Режиссер описал три технологии актерской игры: ремесло, искусство представления и искусство переживания. Ремеслом он называл использование актерами готовых шаблонов. Искусством представления — умение показывать чувства. А вот искусство переживания было, по мнению Станиславского, эталонным: оно предполагало погружение в характер героя и умение почувствовать настоящие эмоции.

Станиславский хотел добиться от артистов правдоподобной игры. Он побуждал их погрузиться в собственные переживания и эмоции, чтобы по-настоящему прочувствовать своих персонажей. Он подчеркивал важность тщательного анализа героя, понимания его мотивов. Также режиссер считал, что эмоции должны рождаться «здесь и сейчас», то есть во время самого спектакля, чтобы каждое действие актера на сцене было естественным и оправданным.

В книге «Работа актера над собой» Станиславский писал:
Система Станиславского — это обширная теория сценического искусства, которую разработал в начале XX века педагог, режиссер и актер Константин Станиславский. Эта система изменила подход театральных деятелей к актерскому мастерству и до сих пор остается основой обучения артистов по всему миру.

Константин Станиславский родился в семье, увлеченной театром, и с ранних лет участвовал в любительских постановках. С годами он все глубже погружался в театральное искусство, и вскоре его по праву стали считать профессионалом.

В 1888 году Константин Станиславский вместе с актером Александром Федотовым, художником Федором Соллогубом и оперным певцом Федором Комиссаржевским организовал Московское общество искусства и литературы. А спустя год, в рамках деятельности общества, Станиславский впервые выступил в роли режиссера: поставил спектакль «Горящие письма» по пьесе Петра Гнедича.

Все больше и больше занимаясь актерским мастерством и режиссурой, Станиславский оставался недоволен господствующими принципами работы на сцене. В конце XIX века театр в России был достаточно консервативным: актеры стремились показывать эмоции, но не проживали их по-настоящему. Театру не хватало системного подхода к развитию персонажей и психологического реализма. Актерские приемы были поверхностными, жестикуляция — утрированной, а спектакли — условными и почти шаржевыми.

Со временем Станиславский сформировал собственный взгляд на сценическое искусство. И когда вместе с Владимиром Немировичем-Данченко создавал Московский Художественный театр, он стремился воплотить в жизнь свои замыслы.

Режиссер описал три технологии актерской игры: ремесло, искусство представления и искусство переживания. Ремеслом он называл использование актерами готовых шаблонов. Искусством представления — умение показывать чувства. А вот искусство переживания было, по мнению Станиславского, эталонным: оно предполагало погружение в характер героя и умение почувствовать настоящие эмоции.

Станиславский хотел добиться от артистов правдоподобной игры. Он побуждал их погрузиться в собственные переживания и эмоции, чтобы по-настоящему прочувствовать своих персонажей. Он подчеркивал важность тщательного анализа героя, понимания его мотивов. Также режиссер считал, что эмоции должны рождаться «здесь и сейчас», то есть во время самого спектакля, чтобы каждое действие актера на сцене было естественным и оправданным.

В книге «Работа актера над собой» Станиславский писал:
Как видите, наша главная задача не только в том, чтоб изображать жизнь роли в ее внешнем проявлении, но главным образом в том, чтобы создавать на сцене внутреннюю жизнь изображаемого лица и всей пьесы, приспособляя к этой чужой жизни свои собственные человеческие чувства, отдавая ей все органические элементы собственной души.

Станиславский ввел такое понятие, как «предлагаемые обстоятельства». Актер должен был подробно продумать обстоятельства, в которых находится его персонаж, соотнести их с собственным опытом и разобраться в мотивах и внутренней логике героя. Также педагог настаивал на важности не только индивидуальной работы над ролью, но и органичного, прочувствованного взаимодействия с партнерами по сцене.

Станиславский говорил:
Режиссер — это не только тот, кто умеет разобраться в пьесе, посоветовать актерам, как ее играть, кто умеет расположить их на сцене в декорациях, которые ему соорудил художник. Режиссер — это тот, кто умеет наблюдать жизнь и обладает максимальным количеством знаний во всех областях, кроме своих профессионально-театральных. Иногда эти знания являются результатом его работы над какой-нибудь темой, но лучше их накапливать впрок. Наблюдения тоже можно накапливать специально к пьесе, к образу, а можно приучить себя наблюдать жизнь и до поры до времени складывать наблюдения на полочку подсознания.

Система Станиславского быстро стала известной и популярной. Его метод работы переняли другие режиссеры и актеры — как в России, так и за рубежом. И вот уже около ста лет актерское мастерство в разных странах преподают именно по системе Станиславского.