КАКИМИ БЫЛИ ПЕРВЫЕ
РУССКИЕ СПЕКТАКЛИ?

Отвечает Дарья Федосова,
автор портала «Культура.РФ»
КАКИМИ БЫЛИ ПЕРВЫЕ
РУССКИЕ СПЕКТАКЛИ?
Отвечает Дарья Федосова,
автор портала «Культура.РФ»
Первый профессиональный спектакль в России был поставлен в 1672 году.
Зрелищные представления появились на Руси задолго до первой профессиональной постановки. К ним можно отнести и древние игры, и народную драму, и творчество скоморохов, которые развлекали народ на ярмарках, во время масленичных и пасхальных гуляний. А со временем певцов и лицедеев даже стали держать при дворе: в XVII веке музыканты, в том числе приглашенные из-за рубежа, выступали в специально созданной Потешной палате Московского кремля.

При царе Алексее Михайловиче, в 1672 году, был поставлен первый профессиональный спектакль. Пьесу по заказу правителя создал лютеранский пастор из Немецкой слободы Иоганн Готфрид Грегори. Сюжет постановки «Артаксерксово действо» был основан на библейской Книге Есфирь. Нравоучительно-историческая драма с прологом, семью действиями и интермедиями длилась 10 часов. Этим показом открылась Комедийная хоромина — первый русский театр. В постановке задействовали 60 человек, вся труппа состояла из иностранцев. Первоначально текст пьесы был написан на немецком языке, но позже его перевели и на русский.

Для придворного театра 1670-х годов писали и русские литераторы, в частности Симеон Полоцкий. Он создал «Комедию притчи о блудном сыне» и «О Навходоносоре царе, о теле злате и о трех отроках, в пещи не сожженных». Однако сведений об этих постановках не сохранилось.

В это же время поставили и первый балет в России. Историк Иван Забелин датирует премьеру спектакля «Орфей» Масленицей 1672 года. Так же, как и первые драматические спектакли, эта постановка была создана иностранцами. Балет об Орфее на музыку немецкого композитора Генриха Шютца начинался куплетами, восхваляющими царя Алексея Михайловича, и только после их исполнения артисты начинали танцевать.

Во времена правления Анны Иоанновны в Россию пришла опера. В 1731 году польский король Август II «одолжил» императрице свою придворную итальянскую труппу. И в том же году в Москве состоялось первое оперное представление — «Каландро» Джованни Альберто Ристори. Постановкой руководил лично композитор, а участвовали в ней 13 актеров и 9 вокалисток.

Представление прошло с успехом, и после этого Анна Иоанновна пригласила ко двору итальянскую оперную труппу. В 1736 году коллектив под руководством композитора Франческо Арайи представил оперу «Сила любви и ненависти». Либретто к ней написал Франческо Прата, а на русский язык его перевел Василий Тредиаковский.

А первой оперой на оригинальный русский текст стал «Цефал и Прокрис» 1755 года. Либретто написал Александр Сумароков, а музыку — все тот же Франческо Арайя. Роли в постановке исполнили отечественные артисты. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» так писала об этой опере:
Зрелищные представления появились на Руси задолго до первой профессиональной постановки. К ним можно отнести и древние игры, и народную драму, и творчество скоморохов, которые развлекали народ на ярмарках, во время масленичных и пасхальных гуляний. А со временем певцов и лицедеев даже стали держать при дворе: в XVII веке музыканты, в том числе приглашенные из-за рубежа, выступали в специально созданной Потешной палате Московского кремля.

При царе Алексее Михайловиче, в 1672 году, был поставлен первый профессиональный спектакль. Пьесу по заказу правителя создал лютеранский пастор из Немецкой слободы Иоганн Готфрид Грегори. Сюжет постановки «Артаксерксово действо» был основан на библейской Книге Есфирь. Нравоучительно-историческая драма с прологом, семью действиями и интермедиями длилась 10 часов. Этим показом открылась Комедийная хоромина — первый русский театр. В постановке задействовали 60 человек, вся труппа состояла из иностранцев. Первоначально текст пьесы был написан на немецком языке, но позже его перевели и на русский.

Для придворного театра 1670-х годов писали и русские литераторы, в частности Симеон Полоцкий. Он создал «Комедию притчи о блудном сыне» и «О Навходоносоре царе, о теле злате и о трех отроках, в пещи не сожженных». Однако сведений об этих постановках не сохранилось.

В это же время поставили и первый балет в России. Историк Иван Забелин датирует премьеру спектакля «Орфей» Масленицей 1672 года. Так же, как и первые драматические спектакли, эта постановка была создана иностранцами. Балет об Орфее на музыку немецкого композитора Генриха Шютца начинался куплетами, восхваляющими царя Алексея Михайловича, и только после их исполнения артисты начинали танцевать.

Во времена правления Анны Иоанновны в Россию пришла опера. В 1731 году польский король Август II «одолжил» императрице свою придворную итальянскую труппу. И в том же году в Москве состоялось первое оперное представление — «Каландро» Джованни Альберто Ристори. Постановкой руководил лично композитор, а участвовали в ней 13 актеров и 9 вокалисток.

Представление прошло с успехом, и после этого Анна Иоанновна пригласила ко двору итальянскую оперную труппу. В 1736 году коллектив под руководством композитора Франческо Арайи представил оперу «Сила любви и ненависти». Либретто к ней написал Франческо Прата, а на русский язык его перевел Василий Тредиаковский.

А первой оперой на оригинальный русский текст стал «Цефал и Прокрис» 1755 года. Либретто написал Александр Сумароков, а музыку — все тот же Франческо Арайя. Роли в постановке исполнили отечественные артисты. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» так писала об этой опере:
Шестеро молодых людей российской нации, которые нигде в чужих краях не бывали, представляли сочиненную А.П. Сумароковым на российском языке и придворным капельмейстером г. Арайем на музыку положенную оперу, «Цефал и Прокрис» называемую, с таким в музыке и итальянских манерах искусством и с столь приятными действиями, что все знающие справедливо признали сие театральное представление за происходившее совершенно по образу наилучших в Европе опер.

Спустя век, в 1859 году, на российской сцене впервые поставили оперетту. Французская труппа в Михайловском театре представила спектакль «Орфей в аду». Музыку написал Жак Оффенбах, а либретто — Эктор Кремьё. Эта постановка была яркой сатирой на нравы французского общества того времени, поданной через пародию на античный миф и традиционную оперу.

В 1973 году в Советском Союзе поставили первый мюзикл. Им стала «Свадьба Кречинского» Александра Колкера по пьесе Александра Сухово-Кобылина. Премьера состоялась в Ленинградском театре музыкальной комедии.

А спустя еще два года прошла премьера первой советской рок-оперы, или, как ее тогда называли, зонг-оперы, — «Орфей и Эвридика». Авторы — композитор Александр Журбин и драматург Юрий Дмитрин — пригласили для работы над постановкой ВИА «Поющие гитары». Главные роли исполнили Альберт Асадуллин и Ирина Понаровская.
Материалы по теме