СУЩЕСТВОВАЛИ ЛИ ПЕРЕСВЕТ
И ЧЕЛУБЕЙ В РЕАЛЬНОСТИ?

Отвечает Анастасия Войко,
автор портала «Культура.РФ»
СУЩЕСТВОВАЛИ ЛИ ПЕРЕСВЕТ
И ЧЕЛУБЕЙ В РЕАЛЬНОСТИ?
Отвечает Анастасия Войко,
автор портала «Культура.РФ»
В разных версиях «Сказания…» ордынский воин, с которым сражался Пересвет, носил имена Челубей, Темир-мурза и Таврул.
По легенде, перед Куликовской битвой Дмитрий Донской приехал в Троицкий монастырь к Сергию Радонежскому. Старец благословил князя и отправил с ним на сражение двух воинов-монахов — Александра Пересвета и Андрея Ослябю.

Куликовская битва началась утром 8 сентября 1380 года. Это сражение еще называют Мамаевым, или Донским, побоищем — по имени предводителя золотоордынского войска Мамая и реки Дон, недалеко от которой состоялась битва. Она подробно описана в «Сказании о Мамаевом побоище» — литературном памятнике XV века, который гласит, что сражение началось с поединка между Пересветом и татарским воином Челубеем:
По легенде, перед Куликовской битвой Дмитрий Донской приехал в Троицкий монастырь к Сергию Радонежскому. Старец благословил князя и отправил с ним на сражение двух воинов-монахов — Александра Пересвета и Андрея Ослябю.

Куликовская битва началась утром 8 сентября 1380 года. Это сражение еще называют Мамаевым, или Донским, побоищем — по имени предводителя золотоордынского войска Мамая и реки Дон, недалеко от которой состоялась битва. Она подробно описана в «Сказании о Мамаевом побоище» — литературном памятнике XV века, который гласит, что сражение началось с поединка между Пересветом и татарским воином Челубеем:
Уже близко сходятся сильные полки, выехал злой печенег из великого полку татарского, показывая свое мужество перед всеми. Подобен он был древнему Голиафу: пять сажен высота его, а трех сажен ширина его. Увидев его, старец Александр Пересвет, который был в полку Владимира Всеволодовича, выехал из полка. Бросился он на печенега, говоря: «Игумен Сергий, помогай мне молитвою». Печенег же устремился против него. И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними. И упали оба с коней на землю и скончались.

Куликовская битва описана в «Сказании…» очень подробно, однако историки нашли в произведении множество неточностей. Неизвестный автор, как предполагают исследователи, значительно приукрасил свой рассказ, пытаясь представить сражение как действительно легендарное событие. Встречу Дмитрия Донского с Сергием Радонежским и поединок между Пересветом и Челубеем не подтверждают другие ранние источники — например, произведение «О побоищи иже на Дону…». А еще союзные литовские полки в «Сказании…» возглавлял князь Ольгерд, который на самом деле умер еще до битвы, в 1377 году. В сражении участвовали его сыновья — псковский князь Андрей Ольгердович и переяславский Дмитрий Ольгердович.

Также историк Андрей Никитин отмечал, что Александр Пересвет и Андрей Ослябя были профессиональными военными, а не монахами. Никитин писал: «На Куликово поле Дмитрий Ольгердович явился с переяславскими полками и со своими трубчевскими и брянскими боярами. Именно среди них и находились, по-видимому, Пересвет с сыном и Ослябя. Подтверждает такую мысль и „любутское происхождение“ Осляби: в 1373 году у великого князя московского была „рать“ с Ольгердом именно у Любутска на Оке. Очень возможно, что этот город „держал“ или оборонял Андрей Ослябя, будучи брянским боярином».

И Пересвет, и Ослябя упоминаются в «Задонщине», древнерусском литературном памятнике конца XIV — начала XV века. В нем герои называют друг друга братьями и Пересвет активно участвует в сражении, а не погибает до его начала: он «поскакивает… на своем борзом коне, золочеными доспехами сверкая, а уже многие лежат посечены у Дона великого на берегу». Однако во время битвы воин все же погиб: его тело по окончании сражения доставили в Москву. А вот о судьбе Осляби сохранились противоречивые сведения: в некоторых сказаниях он тоже числится среди погибших в Куликовской битве. Однако в Московском летописном своде конца XV века Ослябя упомянут в составе русского посольства в Царьграде. Его имя встречается и в других исторических документах конца XIV века.

В поздних редакциях «Сказания…» описано погребение Пересвета и Осляби. Их захоронили в склепе недалеко от храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. На этом месте в 1870 году было возведено чугунное надгробие, которое уничтожили в советское время.

В разных версиях «Сказания…» ордынский воин, с которым сражался Пересвет, носил имена Челубей, Темир-мурза и Таврул. Во всех вариантах «Сказания…» Челубей описан как сильный и умелый воин, который погиб в битве с русским богатырем. На самом деле, как писали историки, этот персонаж был выдуман автором произведения. Он представляет собой собирательный образ врага, на что указывают даже его имена.
Все три имени принадлежат «врагам рода христианского», против которых на Куликовом поле в лице Пересвета выступает даже не московский князь, а Русская православная церковь…
Историк Андрей Никитин. Статья «Одиссея Александра Пересвета»
Имя Темир-мурза по звучанию похоже на Темир-Аксака. Так в русских сказаниях называли монгольского завоевателя, основателя империи Тимуридов Тамерлана. Таврул — это татарское имя. Оно встречается в списке пленных, взятых русскими войсками в 1240 году в сражении под Киевом. Имя Челубей — тюркского происхождения. Оно могло быть образовано от слова «челеби». В XIV веке в Османской империи этим термином называли аристократов, часто принцев и князей.

Имя Челубей воин Орды получил в версии «Сказания…», которая вошла в третье издание «Киевского синопсиса» 1680 года. Еще в XVIII веке эта книга была одним из самых популярных исторических сочинений в России. А уже из «Синопсиса» битва между Челубеем и Пересветом попала в лубки.