«Нет большака супротив хозяина» — гласит русская пословица. Но кто такой этот самый «большак»?В старину в крестьянских семьях, где всегда было «семеро по лавкам», существовала сложная система родства и старшинства. Семьи обычно были многодетными. Они разрастались, крепли, родственные связи тянулись к десяткам людей. И каждому члену семьи соответствовало свое название.
В наши дни активно используются слова «свекр», «свекровь», «теща» и «тесть». Реже встречаются «шурин» и «деверь». Но в старину было известно гораздо больше слов для обозначения
степени родства. Например, дядю по отцу называли «стрый», а по матери — «вуй». А всех племянников называли «братанами», то есть сыновьями брата.
Каждую крестьянскую семью возглавлял мужчина, старший в роду. Его называли «большаком». На нем лежала
ответственность за весь род, и ему подчинялись все члены семьи. Он принимал важные семейные решения: распределял обязанности, определял, покупать ли и продавать ли скот и имущество, давал разрешение уехать в город
на заработки и даже мог потребовать передать ему часть этих самых заработков.
Большухой же называли старшую в семье женщину. Она не всегда была женой большака: эту роль могла выполнять и его мать, и сестра. В ведении большухи были хозяйственные вопросы, а отвечала перед ней в первую очередь
сноха. Но и остальные члены семьи, вне зависимости от пола, почитали большуху. Часто старшим женщинам приписывали
магические способности: в народе верили, что они могут лечить, заговаривать и обеспечивать защиту.
Стать большаком можно было по наследству — после смерти отца-большака. Еще мужчина мог основать собственное хозяйство, начать жить отдельным родом. И, наконец, можно было сместить другого большака. Но это происходило только в том случае, если большак не исполнял свои обязанности из-за пьянства или небрежности. Тогда члены семьи обращались к общине и просили назначить нового большака. Им чаще всего становился старший сын предыдущего, но проголосовать могли и за младшего, если он отличался лидерскими качествами.
После
революции институт общины стал отмирать. За ним пропали и большаки. Крепких хозяйственников, глав семейств, зачастую
раскулачивали. А со временем исчезла и сама необходимость в таком сложном устройстве семейного быта.