СТРОФÁ

СТРОФÁ
Строфой называют части стихотворного произведения, схожие по структуре: в них, как правило, одинаковое расположение рифм и количество строк. Если стихотворение состоит из нескольких строф, то каждая следующая повторяет структуру первой. Разделение между строфами обозначают отступом.
Этот термин происходит из греческого языка, в котором слово strophe значит «поворот». Изначально в Древней Греции строфой называли часть песни хора в классической трагедии, которую исполняли во время торжественного шествия. Самый короткий и простой вид строфы — двустишие: это самая древняя и распространенная у разных народов форма. Двустишие образуют две строки, которые называют стихами, их может объединять рифма и интонация.
Гляжу, как безумный, на черную шаль,
И хладную душу терзает печаль.
Строфа из трех стихов называется трехстишием, или терцетом. Самая распространенная в европейской и русской поэзии строфа — четверостишие, которое называется катреном.
Умом — Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Строфами из шести строк написано стихотворение Александра Пушкина «Зимнее утро»:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Александр Пушкин. «Зимнее утро»
Бывают также шестистишия и восьмистишия, реже встречаются формы, в которых содержится семь, девять или десять строк. Поэты часто изменяли привычные формы строфы. Например, Александр Пушкин изобрел так называемую «онегинскую строфу» — 14-стишие, которым написан роман «Евгений Онегин». К этой форме обращались Михаил Лермонтов, Игорь Северянин и другие поэты.
Материалы по теме