АНÁПЕСТ

АНÁПЕСТ
Анапест — это трехсложный стихотворный размер, в котором ударение падает на последний слог, а два других остаются безударными. Интонация анапеста постоянно устремляется вверх, отчего рифма получается сильной и звонкой, а стихи — восторженными.

Анапест, как и вся система стихосложения, появился в Древней Греции. Название этого размера происходит от греческого слова ἀνάπαιστος, что означает «отраженный назад», то есть обратный дактилю. Во время исполнения анапестических стихов хор приплясывал и отбивал ногой такт на последнем слоге стопы, а не на первом, как в дактиле.

Известным поэтом, который писал анапестом, был хромой Тиртей. Он жил в VII веке до нашей эры. В своих стихах автор прославлял воинскую доблесть, описывал жалкую участь трусов, восхвалял строгую дисциплину. На сочинениях Тиртея воспитывались спартанские воины, с его песнями они шли в бой.

В России анапест одним из первых использовал Александр Сумароков в оде «Противу злодеев» в 1759 году. А классики золотого века русской литературы, Василий Жуковский, Александр Пушкин и Михаил Лермонтов — редко писали анапестом. Но к середине XIX века он начал встречаться чаще. Например, у Афанасия Фета:
Я тебе́| ничего́| не скажу́,
Я тебя́| не встрево́|жу ничу́ть.

В первой половине XX века этот стихотворный размер стал особенно популярным, его использовали Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Игорь Северянин, Андрей Белый. Многие стихотворения Александра Блока написаны анапестом:
О, весна́| без конца́| и без кра́ю —
Без конца́| и без кра́|ю мечта́!
Чаще всего в таких стихотворениях чередуются женская и мужская рифма, то есть ударение падает то на предпоследний слог, то на последний. Самый распространенный анапест — трехстопный. Он состоит из трех сильных долей в строчке. Также популярен анапест четырехстопный, как у Всеволода Рождественского в стихотворении «Город у моря»:
На зака́|те мы вы́|шли к стене́| каранти́на,
Где ора́н|жевый хо́лм| обнажён| и высо́к...
Материалы по теме