МУЗЫКÁЛЬНЫЙ ВОКЗÁЛ

МУЗЫКÁЛЬНЫЙ ВОКЗÁЛ
Музыкальный вокзал, или воксал, — это старинное название места для развлечений: сада для прогулок или концертного зала.
Слово «воксал» пришло из английского языка, где vauxhall восходит к имени норманнского воина Фалька де Бреоте, который жил в XIII веке. А сам термин закрепился во второй половине XVII века после открытия увеселительного сада Воксхолл-Гарденз в Лондоне.

Один из первых воксалов открылся в России в 1776 году. Это был платный сад для прогулок, который содержали антрепренеры. Первым владельцем стал Мельхиор Гроти, позже его сменил Майкл Меддокс.
…Большой сад, принадлежащий частному лицу, нанимаемый содержателем Воксала. В конце гульбища пруд, на берегу которого музыка; играют несколько духовых инструментов, каждый особым тоном, это как будто бы раcчлененный орган, довольно похожий на вечернюю игру Савояров на Парижских улицах. С наступлением сумерек сад освещается лампами. На возвышении просторный покой, где танцуют и играют. Воксал открыт до 2-х часов утра; входная плата один рубль.
Французский дипломат барон Мари Даниель Бурре де Корберон
Исследовательница Елена Савина писала, что в XVIII веке в Москве и Петербурге существовало почти 30 закрытых для широкой публики воксалов, в число которых, например, входил Летний сад. Попасть в них могли только знакомые владельцев — как на частную территорию. Платных публичных, то есть доступных любым людям, способным купить билет, воксалов было намного меньше — шесть на оба города.

В XIX столетии такие места стали появляться и за пределами столиц. Самым известным стал Павловский музыкальный вокзал — концертный зал в пригороде Петербурга, который располагался в одном здании с железнодорожной станцией. На его сцене несколько лет выступал в качестве дирижера Иоганн Штраус — сын. Сперва в зале играли легкую, развлекательную музыку, но постепенно репертуар изменился. В 1839 году в Павловске впервые прозвучали «Вальс-фантазия» Михаила Глинки и «Болеро» Александра Даргомыжского, а в 1913 году Сергей Рахманинов лично дирижировал здесь премьерой своего Второго концерта. Посещали такие концерты дворяне — как главная образованная публика, ценители с деньгами, — творческая интеллигенция и горожане с высшим образованием, которых интересовала культура, например инженеры, врачи, юристы.
Великолепная зала, с большим искусством расположенная архитектором Штакеншнейдером, строителем воксала, украшенная множеством четырехгранных колонн, обширными хорами и весьма затейливым фонтаном, вся уставлена столами и снабжена двумя роскошными буфетами.
Николай Кукольник. Письмо Михаилу Глинке. 1838