КРЕЩЕНДО

КРЕЩЕНДО
Термином «крещендо» в музыке обозначают нарастание силы звука, постепенный переход от тихого звука к громкому. Также это слово используют в переносном значении, которое означает движение по нарастающей, достижение пиковой стадии.

Термин произошел от итальянского слова crescendo — «увеличивая, нарастая». В современных нотах используют итальянское написание, сокращенную форму cresc., а также специальный знак.
Противоположный крещендо динамический оттенок называется диминуэндо (от итальянского diminuendo — «уменьшая, ослабляя»).

Крещендо и диминуэндо стали регулярно встречаться в музыке лишь в XVIII веке — в период расцвета скрипичного исполнительства. Многие старинные инструменты имели слабый звук, а некоторые могли звучать либо громко, либо тихо — без постепенного перехода. Например, не способен на крещендо был клавесин. Зато заменившее его в конце XVIII — начале XIX века фортепиано могло прибавлять громкость с каждой последующей нотой. Исполнять крещендо на органе стало возможно с XIX века, когда изменилась конструкция инструмента.

Средствами симфонического оркестра можно исполнять сквозное крещендо, не просто усиливая звук, а добавляя все новые инструменты. Яркий образец такого сквозного крещендо — тема фашистского нашествия из Седьмой («Ленинградской») симфонии Дмитрия Шостаковича. Она разрастается, превращаясь из аккуратного выверенного марша в настоящее чудовище, готовое поглотить весь мир.

Этот музыкальный термин использовали и русские писатели. Слово crescendo встречается в текстах Ивана Гончарова, Льва Толстого, Антона Чехова, Михаила Булгакова.
И ответ должен был быть соответствен тому настроению, в которое я привел себя, которое все шло crescendo и должно было продолжать так же возвышаться. У бешенства есть тоже свои законы.

— Не лги, мерзавка! — завопил я и левой рукой схватил ее за руку, но она вырвалась.
Материалы по теме