АДАЖИО

АДАЖИО
У термина «адажио» есть несколько значений. В музыке так называют медленный темп; целое музыкальное произведение или его часть, написанные в темпе adagio. В балете словом «адажио» обозначают медленную часть танца. А в акробатике — парные элементы, во время исполнения которых один партнер находится на полу и удерживает в воздухе второго.

В переводе с итальянского adagio значит «тихо, медленно». Примерно с XVII века это слово стало общепринятым среди музыкантов. В XVIII веке сложилась единая система музыкальных темпов, действующая до сих пор. В ее основе лежат пять темпов, располагающиеся в порядке от медленного к быстрому: largo (широко), adagio (медленно), andante (умеренно), allegro (скоро), presto (очень быстро).

Одно из самых известных в мире Адажио — так называемое Адажио Альбинони: музыкальная пьеса, опубликованная в 1958 году итальянским композитором и музыковедом Ремо Джадзотто. Джадзотто говорил, что восстановил ее по фрагментам записей Томазо Альбинони, автора старинной барочной музыки. Однако существует версия, что такого произведения у Альбинони не было и автором пьесы является сам Джадзотто. В 2000 году российский мультипликатор Гарри Бардин снял 10-минутный анимационный фильм «Адажио» на эту музыку. Картина получила множество призов, в том числе Гран-при кинофестиваля в Руане и Приз жюри кинофестиваля в Тегеране.

В классическом балете термин «адажио» обозначает также и танцевальный номер под медленную музыку, и упражнения в классе, выполняемые в неспешном темпе для развития равновесия и плавности движений.

Композитор Петр Чайковский и балетмейстер Мариус Петипа создали балеты, адажио из которых стали как музыкальными, так и хореографическими шедеврами. Адажио из «Лебединого озера», «Щелкунчика», «Спящей красавицы» отличаются выразительностью поз, красотой медленно меняющихся линий, сложным балансированием. При внешней сдержанности эти средства призваны передавать глубину чувства, внутреннее напряжение или, наоборот, ликование.
Материалы по теме