КИ́НОВАРЬ

КИ́НОВАРЬ
Киноварь — это особый оттенок красного и краска этого цвета. Также этим словом называют ртутный минерал и алый пигмент, который из него получают.
В русский язык слово «киноварь» пришло из греческого. Такое название красного цвета встречается еще в документах XII века. Например, о нем писал автор «Жития и хождения игумена Даниила из Русской земли»: «Свет же святой не так, как огонь земной, но чудесно, иначе светится, необычно; и пламя его красно, как киноварь; и совершенно несказанно светится».

Некоторые исследователи предполагают, что с греческого «киноварь» примерно переводится как «драконова кровь». Так называли китайскую красную краску, которую делали из ядовитого сока лакового дерева. Сама древняя киноварь — опасный материал, ртутный минерал. Краску создавали непосредственно перед применением: брали несколько кристаллов минерала и толкли их в порошок. Ядовитой была и синтетическая киноварь, которую придумали в VIII веке. Ее изготавливали из смеси ртути и серы. Только в XIX веке ее научились получать из менее опасного материала — кадмия.

Киноварь известна с древности: ею пользовались еще в эпоху неолита, 7−8 тысяч лет назад. В Китае подобная краска была одной из важнейших в живописи: киноварь для китайцев символизировала кровь и жизнь.

Эта же краска была популярна в Древнем Египте, Древней Греции и Римской империи. В красный цвет красили статуи богов, им расписывали стены и фрески в домах зажиточных горожан. Археологи обнаружили киноварь на древнейшем примере античной станковой живописи — табличках из Пицы VI века до нашей эры. Эту краску даже применяли как румяна, хоть она и была ядовитой. А еще киноварь входила в состав красителей для волос.

На Руси такой цвет часто использовали в иконописи. Этой яркой краской писали одежду святых, кровь, детали лица — губы, щеки. Иконописцы псковской школы иногда рисовали киноварью нимбы, а новгородские художники закрашивали ею фон. Еще именно этим цветом часто оставляли надписи на иконах.

Работать с киноварью было сложно. Эту краску нельзя было сразу покрыть лаком: так она быстро темнела. Поэтому детали такого цвета предварительно смазывали клеем.

В Средние века киноварь использовали и при оформлении рукописей. Ею выделяли важные элементы рисунка, писали заглавные буквы — буквицы и инициалы. Еще киноварью подписывали важные документы и приказы.

В наши дни эту краску используют очень редко, только когда имитируют старинные техники живописи и иконописи.
Материалы по теме