ДИВЕРТИСМÉНТ

ДИВЕРТИСМÉНТ
Дивертисмент — это танцевальный номер (или серия номеров) в балете или опере, не связанный с сюжетом постановки.

Слово «дивертисмент» пришло в русский язык из французского и переводится как «развлечение». Изначально это был музыкальный термин, который обозначал небольшие пьесы для камерного оркестра, особенно популярные в XVII–XVIII веках. Также дивертисментами называли танцы, которыми заполняли перерывы между действиями драматической постановки или оперы. Иногда танец становился отдельным действием внутри спектакля — причем он мог быть совершенно не связан с основным сюжетом. А иногда с помощью танцевального дивертисмента и пантомимы зрителям в антракте объясняли сюжет постановки.

Один из первых дивертисментов увидели французские зрители в комедии Мольера «Брак поневоле» в 1664 году во дворце Лувра. Музыку для спектакля и танца написал Жан-Батист Люлли, придворный композитор Людовика XIV, а постановщиком стал родной брат короля — Филипп Орлеанский.

В Россию оперные спектакли с танцевальными вставками пришли из Италии в первой половине XVIII века, а балет как отдельный вид искусства начал развиваться только в начале XIX столетия. Тогда в Петербург приехал французский балетмейстер Шарль Дидло, который реформировал устройство танцевальной труппы и создал прообраз современного балета как постановки с единым сюжетом.

Тем не менее дивертисмент не исчез: танцы, не связанные с основным действием, продолжали появляться уже внутри самих балетных спектаклей. Иногда их включали в постановки как яркие номера для конкретных солистов, иногда ими становились так называемые характерные танцы, например народные — мазурка или тарантелла.

Самые известные дивертисменты на современной театральной сцене можно увидеть в балетах постановки Мариуса Петипа, который соединял такие танцы с основной темой спектакля. Так, во втором акте «Щелкунчика» Мари и принц попадают в сказочный город Конфитюренбург, где встречают его жителей. Дивертисмент состоит из нескольких танцев, которые идут друг за другом и представляют ярких персонажей: испанский («Шоколад»), арабский («Кофе»), китайский («Чай»), русский танец — трепак — и танец пастушков.
Материалы по теме