БУФФОНÁДА

БУФФОНÁДА
Буффонадой называют прием актерской игры с ярким комическим оттенком. Он строится на резких преувеличениях, остром акцентировании внешних особенностей персонажа и высокой динамике исполнения. Буффонаду часто используют для сатирического обличения.
Русский вариант слова произошел от итальянского buffonata, которое означает глупые слова и действия, шутовство и паясничанье.

Буффонада зародилась в искусстве древнегреческих мимов. Она была основой древнеримских ателлан — коротких комических представлений. В период Средневековья буффонада сохранялась в площадном театре; в XVI—XVIII веках стала важной частью итальянской комедии дель арте, которую также называют комедией масок. Оттуда она проникла в драматургию, цирковое искусство, мультипликацию и кино.

Элементы буффонады встречаются в драматургии Жан-Батиста Мольера, Карло Гоцци, Карло Гольдони, Пьера Бомарше и других авторов.

В России буффонада была важной частью скоморошьих потех. Ее элементы можно найти в драматургии Александра Сухово-Кобылина, Владимира Маяковского и других. Самыми яркими мастерами буффонады на русской сцене XIX—XX веков были актеры Яков Шумский, Андрей Ожогин, Василий Живокини, Григорий Ярон, Владимир Хенкин.

Яркий пример буффонады — сцена со скоморохом в исполнении Ролана Быкова в фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублев». На буффонных трюках построен спектакль Джорджо Стрелера «Слуга двух господ». Часто буффонада используется в мультипликации — например, в знаменитой серии мультфильмов «Том и Джерри».
«Культура.РФ» благодарит за помощь в подготовке материала
«Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры».
Материалы по теме