Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Старообрядческие духовные стихи русского населения Свердловской области

Этнос: Русские
Конфессия: Православие, старообрядчество
Язык: Русский, наречие – севернорусское
Паспорт объекта
Старообрядческие духовные стихи, возникшие после раскола в русской церкви (начиная со 2-й половины XVII в.), – это внебогослужебный жанр, для которого характерно взаимодействие культовой и фольклорной традиций. Стихи широко распространены на Урале, где, как и в других областях России, бытуют в письменной и устной формах. Несколько различаются между собой духовные стихи горнозаводских и земледельческих зон уральского региона. В среде старообрядцев духовные стихи сохраняются сегодня в живом бытовании и исполняются преимущественно взрослыми и пожилыми мужчинами и женщинами. Для духовных стихов, ориентированных на стилистику знаменной монодии и исполняемых сольно, характерны напевная речитация и «клиросная» манера пения (заимствование из сферы культовой музыки). Песенные стихи устной традиции поются многоголосно и по стилю близки поздним лирическим песням.


В народной терминологии духовные стихи называются стихами, а по отношению к письменным музыкально-поэтическим текстам употребляется также наименование стихословия поéмые.


География бытования данного жанра в уральской традиции весьма обширна: по предварительным наблюдениям, она охватывает территорию Свердловской, Челябинской, Курганской областей и Пермского края.


Все уральские духовные стихи являются музыкально-поэтическими текстами позднего стилевого слоя. Генетическим родством жанра с церковной культурой обусловлена его высокая оценка в старообрядческой среде.


Ведущая категория исполнителей уральских старообрядческих духовных стихов – взрослые и пожилые мужчины и женщины. Для духовных стихов, ориентированных на стилистику знаменной монодии и исполняемых сольно, характерны  напевная  речитация и «клиросная» манера пения (заимствование из сферы культовой музыки). Устные Песенные стихи устной традиции поются многоголосно и по стилистике близки поздним лирическим песням.  


Старообрядческие стихи Свердловской области делятся на письменные и устные. Первая группа стихов, содержательно и стилистически связанных с православной культурой, существует в письменной традиции, причем записываются и тексты, и напевы. Для фиксации мелодий используются два вида нотации – крюковая, принятая в древнерусском певческом искусстве, и «солевая», связанная с системой относительной сольмизации, которая широко применялась в практике партесного многоголосного пения[1].  Стихи второй группы имеют главным образом песенно-фольклорные интонационные истоки. Их мелодии усваиваются «по напевке», а записываются обычно только поэтические тексты; возможна и устная передача всего стиха[2].


По тематике стихи восходят к сюжетам книг Ветхого (Аудио 03, 10) и Нового заветов, апокрифических сказаний и легенд, старообрядческой книжности. Наиболее популярны стихи о страстях Христовых, блудном сыне, Иосифе прекрасном, Адаме, изгнанном из рая, потопе, Страшном Суде, деятелях церковного раскола, о христианских добродетелях, бренности земного бытия и т.п.   


 В поэтической образности и стихотворно-музыкальном стиле стихов объединяются принципы древнерусской и фольклорной традиций. Ассимиляцией различных истоков вызвана стилистическая неоднородность старообрядческих стихов. Для основной части письменных текстов характерно силлабическое «виршевое» стихосложение, в своих истоках восходящее к кантам (типичные формулы таких стихов –  6+5, 6+6, 7+6, 8+6, 8+8 слогов и др. с преобладанием парной рифмовки построений). В ряде музыкально-поэтических текстов такого рода, бытующих в разных центрах уральской старообрядческой культуры, встречаются тексты со сложными строфами как в кантах. Такие строфы состоят из нескольких пар рифмованных полустиший и одного «свободного» (незарифмованного) построения.     


Для устных песнопений наиболее характерны силлабо-тонические стихи с перекрестной рифмовкой построений, родственные городской песенной поэзии. Как и во многих фольклорных жанрах позднего формирования, в устных духовных стихах широкое распространение получает поэтическая формула 8+7 слогов, сочетающаяся с третьим пеоном (четырехсложная стопа с ударным третьим слогом), и типовые для фольклора  варианты ее ритмизации. Среди других употребительных силлабо-тонических форм следует назвать четырехстопные хорей, ямб, дактиль, амфибрахий.


Каждой группе стихов присущ свой мелодический стиль. Интонационный строй песнопений письменной традиции обусловлен заимствованиями  из двух жанровых сфер. Одна из них – знаменный распев. В стихах используются обороты, встречающиеся в погласицах, которые содержат, по наблюдениям М. Г. Казанцевой, «характерные начальные и конечные попевки, восхождение к определенной мелодической опоре и закрепление ее путем опевания».С церковной монодией связан также обычай петь некоторые стихи на гласы[3]. Кант, из которого черпаются не только отдельные интонации, но и целые мелодии, – это вторая сфера интонационных заимствований[4]. Политекстовые мелодии в этой группе стихов нам не известны. Под влиянием догмата веры, который предписывает старообрядцам монодийное пение, в письменных песнопениях в качестве нормы утверждается сольное исполнение. 


Особенностью устных стихов является наличие политекстовых напевов (на каждый из них распевается несколько поэтических текстов). Их мелодика, восходящая к интонационной сфере народных лирических песен позднего стилевого слоя, малораспевна, имеет обычно волновой либо зигзагообразный рисунок (Аудио 01–10). Напевы устных стихов, подобно фольклорным напевам, варьируются. Довольно часто они исполняются многоголосно: поются в унисон с незначительными расхождениями голосовых линий (Аудио 01–03).


Все рассматриваемые духовные стихи интонируются негромко, мягким звуком в умеренном темпе. 


Если говорить о локальной специфике старообрядческих духовных стихов, то она по-разному обнаруживает себя в письменных и устных музыкально-поэтических текстах.  Менее ощутима она в стихах письменной традиции в силу их тесной связи с канонизированной культовой певческой практикой. Что касается устных стихов, опирающихся на закономерности фольклорного вокального творчества, то в них локальные особенности выражены достаточно ярко. По музыкальной стилистике различаются стихи земледельческих территорий (Зауралье Курганской обл.) и горнозаводских очагов (Екатеринбург, Невьянск, Нижний Тагил, Челябинск – с окрестностями и др.).  В земледельческих зонах очевидна интонационная связь стихов с традиционной и особенно с поздней народно-песенной лирикой, нередко они поются многоголосно в манере, присущей местным проголóсным (протяжным) песням.


На избранной территории духовные стихи, как правило,исполняются в бытовой (внебогослужебной) обстановке и не имеют строгой временной приуроченности. Распространена практика их пения в посты. В других старообрядческих центрах Урала (например, в Шалинском районе Свердловской области) известны случаи функционирования некоторых стихов в качестве рождественских поздравительных песен. Показательно, что такие песни зачастую завершаются типичной для колядок формулой – требованием вознаграждения. В Зауралье (Курганская обл.), по предварительным наблюдениям М. Г. Казанцевой – исследователя музыкальноготворчестваместных старообрядцев, «стихи замещали обрядовые и трудовые песни, звучали на свадьбах, покосах, поминальных обедах и панихидах, «и прочих вечеринах», в перерывах между службами, во время паломничества к святым местам и могилам и просто в те редкие минуты, когда можно было посидеть и отдохнуть»[5].



[1] Изучению «стихословий поемых» с чертами партесного стиля посвящена статья автора этих строк: Калужникова Т.И. Кант «Буря море раздымает» в уральских старообрядческих сборниках // Вопросы истории культуры: сб. ст. Екатеринбург, 1997. Вып. 1. С. 57–67.

[2] См.: Казанцева М.Г. Взаимодействие профессиональной и народнопесенной традиций (на материале старинных стихов) // Фольклор Урала. Фольклор городов и поселков: межвузовский сб. науч. трудов / Отв. ред. В.П. Кругляшова. Свердловск, 1982. С.  142; Казанцева М.Г., Коняхина Е.В. Музыкальная культура старообрядчества. Глава VII.

[3] Казанцева М.Г. Взаимодействие профессиональной и народнопесенной традиций (на материале старинных стихов) // Фольклор Урала. Фольклор городов и поселков: межвузовский сб. науч. трудов / Отв. ред. В. П. Кругляшова. Свердловск, 1982. С.  143.

[4] Калужникова Т.И. Кант «Буря море раздымает» в уральских старообрядческих сборниках // Вопросы истории культуры: сб. ст. Екатеринбург, 1997. Вып. 1. С. 57–67.

[5] Казанцева М.Г., Коняхина Е.В. Музыкальная культура старообрядчества: учеб. пособие. Екатеринбург, 1999. С. 72.

Фото

Аудио

01 Духовный стих устной традиции «Поздно, поздно вечерами» в исполнении А.Г. Мокрушиной, М.Г. Соколовой, Е.Ф. Трубеевой из с. Пристань Артинского р-на Свердловской обл. Правовая информация

02 Духовный стих устной традиции «Умоляла мать родная» в исполнении А.Г. Мокрушиной, М.Г. Соколовой, Е.Ф. Трубеевой из с. Пристань Артинского р-на Свердловской обл. Правовая информация

03 Духовный стих устной традиции «Завистью гонимая» в исполнении А.Г. Мокрушиной, М.Г. Соколовой, Е.Ф. Трубеевой из с. Пристань Артинского р-на Свердловской обл. Правовая информация

04 Духовный стих о протопопе Аввакуме «В Даурии дикой, в пустыне» в исполнении Л.А. Котовой из с. Пристань Артинского р-на Свердловской обл. Правовая информация

05 Духовный стих устной традиции «Житейское море играет волнами» в исполнении Е.Ф. Трубеевой из с. Пристань Артинского р-на Свердловской обл. Правовая информация

06 Духовный стих устной традиции «Пресветлый ангел мой Господен» в исполнении З.И. Даниловой и неизвестной исполнительницы из с. Быньги Невьянского р-на Свердловской обл. Правовая информация

07 Духовный стих устной традиции «Здесь везде одно гоненье» в исполнении З.И. Даниловой из с. Быньги Невьянского р-на Свердловской обл. Правовая информация

08 Духовный стих устной традиции «Ах ты, пташка и бедняжка» в исполнении З.И. Даниловой из с. Быньги Невьянского р-на Свердловской обл. Правовая информация

09 Духовный стих устной традиции с текстом «Два ангела парили над грешною землёй» в исполнении З.И. Даниловой из с. Быньги Невьянского р-на Свердловской обл. Правовая информация

10 Духовный стих устной традиции «Завтра, завтра в дом Закхея» в исполнении З.И. Даниловой из с. Быньги Невьянского р-на Свердловской обл. Правовая информация

За грибами

Киногерои-грибники на «Культура.РФ»

Капустник киногероев Табакова

В честь дня рождения Олега Павловича

Мастер реализма — Илья Репин

Видеогалерея работ художника

Иван Айвазовский — главный маринист русской живописи

Великие полотна художника

Мастер художественного слова Игорь Ильинский

Любимые роли советского актера

Гений русского футуризма

Владимир Маяковский, «Ночь»

«Боже, какой типаж!»

Видеоподборка самых ярких ролей Михаила Пуговкина

Колыбельная из кинофильма «Романс влюбленных»

В день рождения Валентины Толкуновой

Для тебя, Москва!

Столичные улицы в кино

Монолог о счастье

В день рождения Андрея Мягкова

Он будет посвящен событиям XVII века.

Подробнее

Познакомиться с коллекцией музея можно во время виртуальной экскурсии.

Подробнее

Посетители смогут «услышать» повседневную жизнь императорской резиденции.

Подробнее

Она приурочена к 205-летию Бородинского сражения.

Подробнее

Здесь можно посмотреть фильм под открытым небом, а после кинопоказа обсудить его со специальными гостями.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть