Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Хороводная традиция восточных районов Кировской области

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский, наречие – севернорусское
Паспорт объекта
Самобытная традиция исполнения хороводных песен была зафиксирована в 2012–2013 годах экспедициями Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова на территории Афанасьевского и Омутнинского районов Кировской области.

В настоящее время жанр хороводных песен является одним из центральных и хорошо сохранившихся в культурной традиции восточных районов области и наряду с лирическими и свадебными песнями составляет основу местной традиции. Хороводы – неотъемлемая часть гуляний (и́грищ), которые устраивались практически во все значимые для деревенской общины праздники.

Исполнители называют хороводные песни и́грищными, разделяя их на «зимние и́грищные» и «летние (троицкие) и́грищные». Исполнение хороводных песен связано с разнообразными видами хореографического движения: круговым, орнаментальным, также выделяются игровые хороводы, хороводы-шествия.

Экспедиционное обследование восточных – Афанасьевского и Омутнинского – районов Кировской области, проводившееся в 2012–2013 годах экспедициями Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, показало хорошую сохранность народной традиционной культуры края во всей ее полноте и многообразии форм. Одним из важных результатов исследований стало выявление богатой, хорошо сохранившейся песенной традиции, где одно из ведущих мест занимают хороводные песни.


Хороводы включены в обрядово-праздничную жизнь деревенской общины и связаны с определенными периодами годового календарного цикла. На праздничных гуляньях – и́грищах – хороводы являлись центральным элементом, и хороводные песни именовались и́грищными. В соответствии с сезонной приуроченностью народные исполнители разделяют их на зимние и́грищные и летние (троицкие) и́грищные песни. Самые большие деревенские гулянья проводились летом – на Троицкой неделе, а зимой – во время рождественских Святок, которые в местной традиции получили название Святьё (д. Ичетовкины, Афанасьевский р-н).


Летние гулянья начинались с Вознесения и продолжались до Заговенья – следующего воскресенья после Троицы. Вознесение, Семик, Троица, Заговенье именовались и́грищными праздниками. Центральными были трехдневные гулянья, начинавшиеся с троицкой субботы. В этот день утром было принято ходить на кладбище, а само и́грище начиналось  после обеда.


В каждой деревне, как правило, существовало излюбленное место для проведения уличных праздничных гуляний: в центре деревни либо на возвышенности за деревней.  Жители д. Фроловская Афанасьевского района вспоминают: «Выходили ву́лицу –  середи́ деревни, здесь просто "ву́лица" была, а там "и́грышна  ла́ста" была, на угоре» (д. Фроловская, Афанасьевский р-н). На гулянье собирались все жители селения – парни, девушки, женатые пары, старики и дети. Существовал определенный порядок следования хороводных песен. Например, первым (главным, открывающим гулянье) часто называют круговой хоровод «У ворот девки играли»: «Кругом ходят – захва́тятся, идут кру́гом, песню споют, идут в другую сторону. <…> Вставали все, кому хочется, – и мужики, и старушки, и парни, и девки, и маленькие – ребетня́» (д. Лазаневы, Афанасьевский р-н). Далее исполнялись хороводы «Улица широкая», «Чёрный ворон воду пил», «Улица малая», «Вдоль по морю», «Подойду ли я под Иван-город каменный», «На горе вьюны вьются» и другие.


Зимние игрища были молодежными и отличались меньшим масштабом. Чаще всего молодежь собиралась в избе: парни и девушки заранее «откупали» у хозяина избу за деньги или работу. Молодежные гулянья продолжались неделю, начиная с Рождества: «В Рождество мы так собирались, а после Рождества – потом нет больше. На Рождество – на неделю. Вот Рождество-то как начнётца, неделя вся роже́ственская. <…> С седьмо́ва енваря́ вот начнётца и неделю вот идёт Рождество» (д. Ичетовкины, Афанасьевский р-н). Хороводные песни, звучавшие на этих гуляньях, исполнители называют зимними или рождественскими. На обследованной территории зафиксированы хороводы с поэтическими текстами, непосредственно связанными с праздником Рождества:


Рождество пришло, наше и́грише,

Ди́во, а-ле-лё, ла́до ле маё.

Как за ре́чкаю, за Дуна́йкаю,

Там огни те горят, де́вки пиво варя́т,

Пивова́рничают, кашева́рничают.

Всё де Аннушка пивова́рничала,

Распода́вывала своему-то дружку́,

Своему-то дружку́, всё Ива́нушку,

Всё Ива́нушку да Ива́новичу.

(с. Гордино, Афанасьевский р-н).


Поэтический текст песни связан с характерным для зимних хороводов мотивом припевания пары. Святочные собрания подразумевали особую форму общения молодежи, связанную с выбором невест, женихов и образованием пар. Именно этим обусловлена особая значимость на зимних гуляньях игровых хороводов и хороводов с выбором пары, что и находит отражение в поэтических текстах.


Наиболее распространенные зимние хороводы – «Скомару ходила вдоль с-по улице», «Во заводе были мы», «Наварю я киселя», «Загадаем семь загадок», «Сидит Дрёма», «Я на бочке сижу», «Вейся, капустка» и другие.


Особо следует отметить разнообразие форм хореографического движения. Одной из центральных является форма кругового хоровода, реализуемая в нескольких вариантах: движение по кругу только в одну сторону; движение по кругу сначала в одну, а затем в другую стороны. При этом либо держатся за руки, опущенные вниз, либо под локти.


Значительную группу образуют так называемые хороводы-шествия:  двигаются улицей из одного конца деревни в другой, а затем возвращаются обратно (хоровод «Улица малая»); передвигаются парами, выстроившимися друг за другом, в одну и в другую сторону (например, хоровод «Хайдадыбка шла с-по сеням»). Встречаются и хороводы «ряд на ряд» («Мы просо сеяли», «Загадаем семь загадок», «Бояре» и другие), когда две партии участников движутся навстречу друг другу, а затем расходятся.


К игровым хороводам относятся связанные с разыгрыванием сюжета поэтического текста и выбором персонажа. Например, один из вариантов исполнения хороводной песни «Чёрный ворон воду пил» («Вам девкам замужем быть за старым стариком, <…> про старого постелю стлать, в три ряда всё кирпичу…») предполагает выбор ведущей, которая разыгрывает сюжет, укладывая куклу «старика» на полено, укрывая её листьями и т. д. В другом варианте разыгрывания сюжета участвуют два персонажа: девушка и «старик». Кроме того, данная хороводная песня может быть связана с движением, получившим название бродячие воры и представляющим собой одну из разновидностей «ручейка». Возможность исполнения одной и той же хороводной песни с разными формами хореографического движения является отличительной чертой хороводной традиции восточных районов Кировской области. Другим примером проявления данной закономерности может служить песня «Улица широкая». Наряду с традиционной формой кругового хоровода, данная песня может быть связана с орнаментальным движением типа меандра, когда цепочка участников ходит вокруг трех столбиков,  роль которых часто играют дети.


К особенностям местной традиции относится также взаимопроникновение летнего и зимнего хороводного циклов. Так, игровые хороводы  «Хожу я, гуляю вдоль по хороводу», «Селезень утку ловит», «Я на бочке сижу» могли исполняться как летом (на Троицу), так и на святочных гуляньях.


Одним из важных достижений экспедиционной работы стала видеозапись реконструкции фрагментов зимних и летних и́грищ с исполнением хороводов. Особую значимость имеют реконструкция форм хореографии и фиксация хороводных песен в ансамблевом исполнении, что дает представление о многоголосной фактуре их звучания, исполнительском стиле, манере звукоизвлечения.


Современное состояние традиции, к сожалению, свидетельствует о том, что исполнение хороводных песен постепенно уходит из живого бытования. Однако, по свидетельствам народных исполнителей, еще несколько лет назад троицкие гулянья с обязательным исполнением «старинных хороводов» были распространены почти повсеместно.

ВИДЕО

Фото

Аудио

01 Летняя «и́грищная» песня «У ворот девки играли» в исполнении К.Г. Першиной, А.И. Гординой, А.Д. Безгиной, З.И. Гординой, Е.Ф. Гординой из д. Васёнки Афанасьевского р-на Кировской обл. Правовая информация

02 Летняя «и́грищная» песня «Вдоль по морю» в исполнении З.И. Некрасовой, Н.Е. Некрасовой, Н.Е. Кораблёвой из с. Гордино Афанасьевского р-на Кировской обл. Правовая информация

03 Летняя «и́грищная» песня «Подойду ли я под Иван-город каменный» в исполнении Е.А. Тебеньковой, Л.В. Кораблёвой, В.И. Емандыковой, Л.П. Бузмаковой из д. Слобода Афанасьевского р-на Кировской обл. Правовая информация

04 Летняя «и́грищная» песня «Как под белою под берёзою» в исполнении Л.Ф. Ромашовой, Е.И. Ромашовой, В.Д. Селезнёвой из д. Ромаши Афанасьевского р-на Кировской обл. Правовая информация

05 Летняя «и́грищная» песня «На горе петухи поют» в исполнении З.Г. Сапегиной, А.А. Жарковой, Н.И. Семуковой из с. Бор Афанасьевского р-на Кировской обл. Правовая информация

06 Летняя «и́грищная» песня «Как за речкой хмель-от вился» в исполнении А.Л. Запольских, Л.Г. Шумайловой, Л.И. Горевой, З.И. Перваковой, Т.В. Мальшаковой из д. Ежово Омутнинского р-на Кировской обл. Правовая информация

07 Зимняя «и́грищная» песня «Загадаем семь загадок» в исполнении Е.А. Тебеньковой, Л.В. Кораблёвой, В.И. Емандыковой, Л.П. Бузмаковой из д. Слобода Афанасьевского р-на Кировской обл. Правовая информация

08 Зимняя «и́грищная» песня «Рождество пришло, наше и́грище» в исполнении З.И. Некрасовой, Н.Е. Некрасовой, Н.Е. Кораблёвой из с. Гордино Афанасьевского р-на Кировской обл. Правовая информация

09 Зимняя «и́грищная» песня «Скомару ходила вдоль с-по улице» в исполнении Е.А. Тебеньковой, Л.В. Кораблёвой, В.И. Емандыковой, Л.П. Бузмаковой из д. Слобода Афанасьевского р-на Кировской обл. Правовая информация

10 Зимняя «и́грищная» песня «Во в заводе были мы» в исполнении Л.П. Бузмаковой, И.В. Сенькиной, Н.В. Семаковой, Л.В. Кораблёвой, М.А. Чирковой, Е.А. Тебеньковой из д. Слобода Афанасьевского р-на Кировской обл. Правовая информация

Прямая трансляция 21 ноября, в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Айлен Притчин, Андрей Гугнин

Прямая трансляция 20 ноября, в 19:30. «Ленфильм-клуб»

Открытие кинофестиваля «Начало»

Прямая трансляция 20 ноября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Музыкальный калейдоскоп

Прямая трансляция 20 ноября, в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Рождение Европы. Музыка XII–XVII веков

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Курс стартует 24 ноября и продлится до марта.

Подробнее

Первое мероприятие пройдет уже 1 декабря.

Подробнее

В нем примут участие 88 конкурсантов из 21 российского города.

Подробнее

В Лондоне, Эдинбурге и других городах покажут новинки российского кинематографа.

Подробнее

Церемония открытия состоялась в Главном штабе Эрмитажа.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть