Архангельская область, Лешуконский район
Почитание святых мест и предметов

Традиция оветных крестов на Мезени

Этнос:
Русские
Конфессия:
Православие
Язык:
Русский, наречие – севернорусское

На Мезени и ее притоках в живом бытовании сохранилась народная христианская традиция, связанная с крестами, рубленными из дерева. По-видимому, с давних времен они существовали в двух видах. Одни из них – поклонные – выполняли функцию сакрального центра села, подобно сельским часовням (а нередко в них и помещались), или маркирования границ обжитого пространства, поскольку могли располагаться на подходах к деревне. Другие – оветные – ставились в лесу на берегах рек и ручьев. Оветный крест мог быть поставлен любым человеком как приношение Богу с просьбой о помощи в тяжелой жизненной ситуации или в случае болезни. В качестве оветов носили пелены, полотенца (в случае общего недомогания или какого-то несчастья), платки, рукавицы (если болела голова или руки). Оветами окутывали крест, который приобретал антропоморфный облик.

Именно этот факт, а также то, что лесные кресты часто вырубались из дерева на корню, дает основание предположить, что данный обычай имеет достаточно древнее, дохристианское происхождение, генетически восходящее к финно-угорской  традиции почитания деревьев автохтонным населением этих мест. Если поклонные кресты, в средокрестье которых часто помещали иконы, стояли всегда по одному, то оветные, как правило, группой в избранном тайном месте. Различались они и по размерам: поклонные достигали 3,5 м высотой, в то время как оветные примерно соответствовали человеческому росту. Интересно и то, что в случае падения поклонный крест поднимали и ставили вновь, а оветный оставляли лежать и сооружали рядом новый. 

В советское время многие поклонные кресты, находящиеся в пределах деревни, уничтожались коммунистами. Иконы, извлеченные из поклонных крестов, а также пелены, снятые со срубленных оветных крестов, крестьяне, спасая святыни, уносили в свои дома и тайно хранили: «Сожгали оветы [оветные кресты]. В одном доме были иконы из часовенки и навешаны пелены» (д. Кеслома Лешуконского р-на Архангельской обл.). В д. Малая Нисогора Лешуконского района рассказывали, что местные крестьянки, стремясь сохранить срубленный поклонный крест, ночью перенесли его в лес и поставили там. В результате такого перемещения крест в каком-то смысле изменил свой статус и перешел в разряд оветных, одновременно сохраняя и функцию сакрального центра. Об этом свидетельствует тот факт, что в сруб, в котором он был закреплен, выливали воду после тайного крещения детей. В последние годы некоторые оветные кресты, находящиеся на берегах лесных ручьев, начинают приобретать качества поклонных. Так, в д. Резя на Вашке местными жителями над таким крестом возведена часовня, куда на Воздвижение ежегодно совершаются массовые крестные ходы, в которых участвуют и жители соседних деревень.   

В мезенских деревнях существует вера в то, что коммунистов, осквернивших святыни, постигает Божья кара, они сами и их дети умирают страшной смертью.