Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Традиции игры на многоствольных флейтах пэлянах коми-пермяков

Этнос: Коми-пермяки
Конфессия: Православие
Язык: Коми-пермяцкий / русский
Паспорт объекта
Традиция игры на многоствольных флейтах пэляннэз до нашего времени сохраняется у коми-пермяков. Это один из последних очагов бытования флейт Пана в Восточной Европе. Традиция игры на пэлянах связана с социальным устройством коми-пермяцкой общины, имеющим архаические особенности. Наигрыши на пэлянах календарно приурочены и выполняют функцию упорядочения годового времени. Ансамблевые полифонические, сольные аккордово-мелодические, звукоподражательные наигрыши демонстрируют оригинальные черты музыкального мышления коми-пермяков.


Традиция игры на многоствольных флейтах в недавнем прошлом была распространена на всей этнической территории коми-пермяков. Сведения об этом сохранились в памяти народных исполнителей, в литературе и  архивных материалах. В 1980–1990-х годах мы застали живую традицию игры в ряде районов Коми-Пермяцкого округа. Постепенно география бытования коми-пермяцких флейт Пана сужалась, и к настоящему времени сохранились лишь небольшие очаги этой традиции в Кочевском, Гайнском районах Коми-Пермяцкого округа.


Коми-пермяки называют свои многоствольные флейты чаще всего словом пöляннэз (дудки, от пöльтны – дуть). Реже встречаются наименования пöлян, дудкаэз, зоркаэз. Последнее происходит от местного  названия зонтичного растения с трубчатым стеблем зорка, зорагум, из которого делали дудки. Флейты изготавливали и из крыловых перьев водоплавающих птиц – юсь пöлян (лебединые пэляны) существовали в коми-перимяцких деревнях до 30-х гг. ХХ века.


Существует два вида инструментов, выделяемых по количеству дудок, – малоствольные флейты из 2–3 дудок и многоствольные из 6–9 дудок. При этом стволы не скреплялись между собой, а удерживались руками. Оба вида пэлян могут сосуществовать в рамках одной традиции.  


Звучание травяных пэлян негромкое и отличается особым, прозрачным, почти бесплотным тембром. Народная традиция выработала различные приемы игры: быстро скользя губами по трубкам, выдувая отрывистые звуки, подчеркивая отдельные звуки акцентами или легатируя фразы. В коми-пермяцкой традиции распространен и особый прием игры двузвучиями или трезвучиями на флейтах Пана, который встречается еще только у коми-зырян.


Многоствольные пэляны у коми-пермяков – исключительно женский инструмент. Каждая возрастная группа женщин обладает своими функциями в традиции, и  пэляны являются одним из важных маркеров половозрастного статуса.


Различаются обиходная и мастерская традиции игры. Носителями первой являются девушки добрачного возраста, второй – молодые и зрелые женщины, обладающие высоким уровнем мастерства и таланта – «мастёрые», чей социальный статус в общине достаточно высок.


Обучение игре на пэлянах начиналось с 6–8-летнего возраста, когда утверждался половозрастной статус девочек, и продолжалось весь период детства и отрочества. Учились играть тайком в укромном месте, самостоятельно, иногда – «от старших девок», но не от матерей и взрослых. Право играть на людях – на сенокосе, по дороге с жатвы, на рождественских игрищах – девушки получали только по достижении брачного возраста. Именно они, а не парни с гармонью, были заводилами молодежных гуляний.


После замужества продолжали играть не все, а только мастёрые – умелые, искусные. Полноценная игра связывалась с физиологической зрелостью женщины, с наличием у исполнительница жизненной энергии и сексуальной силы. Именно мастёрые были главными во время вечерних шествий по дороге с сенокоса или жатвы. Старухи – старукаэз, баббез – играть уже не могли, но они делали флейты для девушек, а те расплачивались за это работой.


Существует возрастная дифференциация наигрышей: некоторые из них считаются более простыми, с них начинают учиться играть девочки («Простöй игра», «Частушка»), а другие – более сложные – считаются привилегией «мастёрых» дудочниц. 


Выделяется две основные формы игры на пэлянах: сольная и ансамблевая. Они сопряжены с разными типами музыки и разными по количеству трубок инструментами. Инструмент может перекомпоновываться под различные виды наигрышей.


В ансамблевой игре во всех локальных традициях участвует несколько исполнительниц на двух-трехствольных флейтах. В коллективном музицировании участвует четное количество исполнителей. Они разделяются на две основные партии – начинающие и догоняющие, которые вступают позже, со сдвигом во времени, то есть принципиально не синхронно с начинающими. Эти партии имеют свое обозначение в народной терминологии: первая партия – одзлань пöлясьö (впереди дует), вторая – бöрыны вöтчö (позади гонится, преследует). В соотношении партий действует принцип диалогичности и соревновательности, что подчеркивается терминологически: öтик пышшо – мöдик вöтö  (одна убегает – другая догоняет),  öтик шуö – мöдик отвичает (одна говорит – другая отвечает). В ансамблевой игре принимают участие от двух до шести пэлянисток, образующих, соответственно, 1–3 пары, которые могут сменять друг друга в процессе игры. Игра всего ансамбля обозначается глаголом орсны (играть), а исполнение каждой партии – глаголами шуны (сказать) или висьтавны (говорить).


Партии в ансамбле неравноценны по сложности и требуют разного уровня мастерства. Гораздо труднее вторая партия, которой свойственны более сложные сочетания мотивов, их разнообразное варьирование – использование ракоходных, зеркальных, редуцированных проведений. Главное требование – не вдруг орсны (играть не синхронно) – обеспечивает именно вторая партия, и в этом заключается ее особая сложность.


Основу ансамблевого репертуара составляют архаические полифонические наигрыши, образующие ядро традиции и известные везде, где есть пэляны. Эти принципиально коллективные наигрыши имеют диалогическое строение и сугубо инструментальную природу, поскольку никогда не связаны с пением. Ритм двух партий в них не совпадает, но дополняет друг друга. В исполнении наигрышей отсутствует импровизация, для них характерны  однотембровость, довольно быстрый темп, полиритмия, строгая периодичность, остинатность, нивелировка членений и, как следствие, принципиальная открытость формы. При исполнении наигрышей у пэлянисток происходит гипервентиляция мозга, из-за чего они впадают в состояние, близкое трансу, – юрыс бобто (голова дуреет, дурманится).


Яркая особенность реликтовых полифонических наигрышей коми-пермяков – использование при запоминании, обучении и игре на флейтах особого рода слоговых артикуляционно-мнемонических формул: Урэйе, Урэе у, Урэйе эйе, Сорок урэйе, Урэйе эруйю и проч. Таким образом квази-вербальными средствами передается ритм и интонационность различных музыкальных мотивов, из которых состоят ансамблевые полифонические наигрыши. При необходимости научить кого-либо, наладить ансамблевую игру или припомнить какой-либо наигрыш, коми-пермяцкие пэлянистки произносят (но не поют) определенный набор таких асемантических слоговых формул. Считается также, что пэляны «говорят» – асемантические формулы становятся основой для смыкания инструментальной игры и речевой деятельности.


В северных районах такие наигрыши обычно и называются по основной асемантической формуле: Урэе у, Урэйе эйе, Сорок урэйе, Урэйе эруйю, а их исполнение обозначается глаголом урэйясьны.

На юге округа – в Юсьвинском районе – названия наигрышей указывают на количество слогов в мнемонической формуле и их длительность: öтiкöн жагöника («по одной медленно»), öтiкöн чожа («по одной быстро»), Кыкöн жагöника («по две медленно»), Кыкöн чожа («по две быстро») и т. п.


Звучание флейт прочно ассоциируется в традиции с голосами птиц. Считается, что их загадочный язык понятен птицам. На двух-трехствольных инструментах повсеместно могли играть звукоизобразительные наигрыши, исполняемые сольно: Кыдз гуссез лэбтö – «Как гуси летят», Кöкку – «Кукушка», Кыдз петук китсасьö – «Как петух кукарекает».  Они представляют собой краткие мотивы из 2–4 звуков, имитирующих голос той или иной птицы. При исполнении пэлянистки беззвучно артикулируют особые  словесные формулы, изображающие птичьи голоса. В отличие от полифонических эти наигрыши могут исполняться и на других инструментах-аэрофонах.


Сольная игра на многоствольных (6–9-, реже – 12-ствольных) флейтах распространена только на севере Гайнского района и в Кочевском районе. Она представляет новый, достаточно поздний стиль исполнительства на пэлянах. Сольные мелодико-гармонические наигрыши сопровождают пение частушек и песен, пляску и танцы. Эти плясовые и частушечные наигрыши исполняются и на других инструментах – гармони, балалайке, и смешанными составами ансамблей, в которых могут участвовать многоствольные пэляны.


Традиция игры на сольных 6–9-ствольных пэлянах включает множество вариантов частушечных и плясовых наигрышей, инструментальные версии русских и коми песен. Некоторые из пэлянисток разыгрывали даже современные песни, в том числе авторские («Парма» коми-пермяцкого композитора А. И. Клещина, «Там вдали за рекой» и т. п.). Расширение репертуара касается лишь сольных пэлян, тогда как репертуар ансамблевых пэлян в высшей степени замкнут и консервативен.


Наличие в у коми-пермяков двух принципиально различающихся типов пэлянной музыки свидетельствует об историко-стадиальной стратификации традиции, выделении в ней архаического и позднего стилей игры на пэлянах.


Функционирование пэлян сохраняет черты сезонности. Звучание флейт маркирует две узловые, связанные с зимним и летним солнцестояниями зоны календарного года, который у многих угро-финских народов имеет двухчастное строение. В летний период пэлянная игра начиналась с Иван-лун (Иванова дня). Играли в период сенокоса во время обеда и полуденного отдыха, но больше – по дороге домой (в том числе из леса после сбора ягод и грибов, из гостей), а также на выжинках – празднике окончания жатвы. Подростки играли на пэлянах до начала осени на вечерних луговых и уличных гуляниях. Звучание многоствольных флейт сопровождало «подорожные», «уличные» шествия и пляску. В качестве кульминационной точки, завершающей основной сезон игры на инструменте, выступает Ильин день (2 августа), который отмечает границу лета и осени, когда обязательно полагалось играть на дудках.


В середине зимы пэляны «возрождаются»: их достают из укромных уголков дома и в ряде местностей играют на рождественских игрищах. Эти вечерние и ночные собрания молодежи проходили с 7 по 14 января в период зимних святок, который коми-пермяки называют цвете (зимний лес цветет).


В настоящее время традиция игры на коми-пермяцких флейтах Пана стремительно угасает, поскольку молодое и среднее поколение коми-пермячек не учится играть. Остались лишь единичные традиционные исполнительницы, проживающие в Гайнском, Кочевском районах, а основной материал по пэлянной традиции является достоянием архивов. 

ВИДЕО

Фото

Аудио

01 «Лупья бэспокойная». Лирическая песня в сопровождении пэлян в исполнении жительниц д. Мысы Гайнского района Пермского края Правовая информация

02 «Последний нонешний денёчек». Рекрутская песня в переложении для пэлян в исполнении Л.А. Златиной из д. Мысы Гайнского района Пермского края Правовая информация

03 Частушкаэз (частушки) в сопровождении пэлян в исполнении жительниц д. Мысы Гайнского района Пермского края Правовая информация

04 «Урэйе». Ансамблевый наигрыш на двух трехствольных пэлянах в исполнении жительниц д. Мысы Гайнского района Пермского края Правовая информация

05 Строй ансамбля из двух трехствольных пэлян: партии «урэйе» и «вӧтан». Д. Мысы Гайнского района Пермского края Правовая информация

06 «Сорок урэйе». Ансамблевый наигрыш на двух трехствольных пэлянах в исполнении жительниц д. Мысы Гайнского района Пермского края Правовая информация

07 Плясовой наигрыш на семиствольных пэлянах в исполнении А.И. Дёминой из пос. Жемчужный Гайнского района Пермского края Правовая информация

08 Прибаутка в сопровождении семиствольных пэлян в исполнении А.И. Дёминой из пос. Жемчужный Гайнского района Пермского края Правовая информация

09 Частушечный наигрыш на десятиствольных пэлянах в исполнении В.К. Варванец из пос. Жемчужный Гайнского района Пермского края Правовая информация

10 Плясовой наигрыш на десятиствольных пэлянах в исполнении В.К. Варванец из пос. Жемчужный Гайнского района Пермского края Правовая информация

​Предводитель дворянства из простой семьи

Комедийные роли Сергея Филиппова

День памяти и скорби

22 июня началась Великая Отечественная война

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Будем помнить

С Днем Победы!

Покажут сцены из «Лебединого озера», «Щелкунчика» и «Дон Кихота».

Подробнее

Мультимедийная экспозиция работает в Министерстве культуры России.

Подробнее

Читайте подробности в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Посетителей ждут выставки, спектакли и встречи с известными писателями.

Подробнее

Самые интересные культурные события Москвы на этих выходных в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть