Ростовская область, Верхнедонской р-н, хутор...
Солисты

Певческое искусство донской казачки Ольги Васильевны Пономаревой из хутора Мрыховского Ростовской области

Этнос:
Русские
Конфессия:
Православие
Язык:
Русский, наречие – южнорусское

Ольга Васильевна Пономарева из хутора Мрыховского – носитель певческой традиции Верхнего Дона и певческого репертуара станицы Мигулинской. К числу черт, позволяющих причислить ее к певцам-мастерам, относятся феноменальная музыкальная память и тонкий слух, способность к импровизации, широкий певческий диапазон, мощный, гибкий и подвижный голос. Одна из особенностей дарования певицы – умение показывать отдельные партии (в том числе верхнего подголоска дишканта) вне ансамблевого звучания, слыша одновременно всю многоголосную фактуру. Ее пение отличает плавность и непрерывность ведения звука, широкое дыхание, красота и мастерство распева. Ольга Васильевна – настоящий знаток традиции, размышляющий над ее существенными чертами и описывающий и характеризующий многие явления традиции средствами богатого народного словаря певческих и иных понятий и терминов.

Ее творческая активность проявилась в раннем детстве. Она не только пела и подпевала казачьи протяжные песни, но и выводила подголосок – дишкант. По ее воспоминаниям, уже в четыре года «подголашивала» сложные тяговые песни, помогая отцу (например, песню «При зелененьком лужочке»). В семье Ольги Васильевны пели практически все – отец, мать, сестра Анна, оба дяди – Иван Михайлович и Петр Михайлович Меркуловы.

Матери – Елизавете Аникандровне – эта увлеченность пением внушала беспокойство, поэтому летом она брала маленькую девочку с собой в поле, где та была под присмотром и имела возможность слушать поющих женщин. Зимой в нищенские и голодные предвоенные годы, имея одни валенки на двоих, они с сестрой Анной по очереди ходили в школу. Много времени проводили «на печке». Свободное время использовалось для музицирования. Фантазией Ольги Васильевны из подручных предметов создавался, по ее выражению, «печной оркестр». Под струны балалайки подкладывалась вилка (звучание становилось объемнее и разнообразнее, чем при игре на обычной балалайке), между зубцами гребенки – папиросная бумага. Скрипку Ольга Васильевна имитировала голосом. Все слышанные ею наигрыши разыгрывались этим оркестром.

В 50-е годы, в период работы дояркой, она пела в составе колхозного звена. Ей так хотелось быть ближе к искусству, что она устроилась техничкой в клуб, а с 1960 года уже была заведующей клубом. Своей удивительной любовью к протяжному казачьему пению и инструментальным наигрышам Ольга Васильевна смогла увлечь и объединить родственников и односельчан, создав замечательный фольклорный коллектив, получивший известность как Мрыховский казачий хор. Его костяк составили упомянутые выше дяди, сестры и соседи, поэтому молодому руководителю оставалось взять на себя лишь функции организатора репетиций и выступлений. Художественный вкус и способность к импровизации позволили ей закрепить в распевах коллектива красивейшие варианты известных казачьих песен – «На вольных степях Саратова», «Уж ты, кормилец наш, православный тихий Дон Иванович», «Под местечком было под Жорной», «Граница турецкая», «Наш Круковский генерал», «Нежно горлинка вспырхнула». Своеобразием отличаются и общераспространенные казачьи песни литературного происхождения – «Веселитеся донцы, храбрые казаки», «Поехал казак во чужбину далеко», «Тихо ехал казак над рекою» и другие.

Все песни, исполнявшиеся в прошлом «в службе», именуются ею походними (походными), а исполняемые в конном и пешем строю – строевыми. При исполнении они, как правило, чередуются, образуя небольшие сюиты медленных протяжных и моторных (воплощающих ритм движения) песен. Некоторые протяжные песни игрались с припевами: к «Веселитеся, донцы, храбрые казаки», например, «припевалась» шуточная «Пчелочка златая» на стихи Г.Р. Державина.

Высокое мастерство певцов хутора Мрыховского уже в 1968 году было запечатлено на пластинке. В 60–70-е годы хор снимался в документальных фильмах Л. Мазрухо, а позднее в работах студии «Донтелефильм»: «В Старочеркасскую на праздник» (1988), «Цветы лазоревые» (1991) – режиссер Е. Иващенко, «Шолоховская весна» (1996) – режиссер Л. Рублевская. Хор, кроме того, неоднократно становился участником радио- и телевизионных передач.

Несмотря на активную сценическую деятельность, Ольга Васильевна любила петь с родными (мамой и сестрой) и самой близкой подругой Клавдией Стефановной Фартуковой. В женском составе пели в основном протяжные бытовые песни «Канарейка, канарейка», «По-над лесом, лесом, дорожка лежала», «Почий ангел мой хранитель», «Уж вы, глазки голубые» и многие другие. Именно в ансамблевом пении проявлялся в полной мере ее талант импровизатора: широта и свобода развернутых запевок, узорчатость дишканта, красота изгибов вилюжистых напевов. Высокая культура владения голосом проявляется в ровности звучания в разных регистрах, плавности переходов гласных. С возрастом голос Ольги Васильевны погрубел и стал намного ниже, чем в молодые годы, но подвижность его осталась прежней.

Ольга Васильевна прекрасно играет на балалайке, поэтому плясовые и хороводные песни звучат под аккомпанемент инструментов (обычно балалайки и бубна). Правда, с уходом из жизни виртуоза бубенщика Константина Константиновича Меркулова восполнить утрату в полной мере не удалось. Их репертуар плясовых и хороводных песен был весьма многочисленным и бытовал как в хоре, так и в ансамблях разного состава: «А я девушка смирёнушкой была», «Да у нас в доме ноне нездоровье», «Да любил, да лелел я свою кундюбочку», «Да посеяли девки лен», «Что ты, жинка, губы жмешь», «Вы послушайте, ребята» и др.

В репертуаре Ольги Васильевны и балалаечные наигрыши «Барыня», «Бедная», вальс «Над волнами», польки. Балалайку она настраивает по трезвучию («гитарный строй»), ориентируясь по припеву песни Дунаевского из кинофильма «Дети капитана Гранта» – «Капитан, капитан, улыбнитесь».

Осознавая незаурядность своего дарования, ощущая потребность в передаче своих знаний и мастерства, Ольга Васильевна открыта к сотрудничеству с собирателями фольклора и энтузиастами, осваивающими казачье пение. Думается, что в той среде, где человек рос и воспитывался, мастер не всегда может быть оценен в полной мере. Талант Ольги Васильевны и ее вклад в развитие культуры Донского края неоднократно отмечался наградами и премиями (последняя из них – премия «Душа России»), что создавало определенное напряжение в отношениях с участниками хора.

Благодаря прекрасным природным данным – необыкновенной памяти и тонкому слуху, которые не всегда имеют и профессиональные музыканты, – она сумела донести до современных слушателей огромный песенный репертуар, слышанный ею в семье и родном хуторе еще в детстве и уже почти утраченный в быту виртуозный стиль мастеров казачьего пения. Уникальные по красоте мелодические распевы, распространяемые благодаря выступлениям Мрыховского хора и записям фольклористов покоряют сердца слушателей, находят отражение в сборниках («Песни хутора Мрыховский» – сост. В.А. Лопин, 1981 г.; «Донские казачьи песни» – сост. Т.С. Рудиченко, 2006 г.) и др.

Песни в распевах Ольги Васильевны Пономаревой есть в репертуаре многих фольклорных ансамблей, таких как «Казачий круг» (г. Москва), «Вольница» (Ростов-на-Дону), «Любо» (Новочеркасск), а также эстрадных – «Русская песня» (г. Москва), «Государственного ансамбля песни и пляски донских казаков им. А. Квасова» (Ростов-на-Дону) и многих других. 

Аудио

01 Плясовая песня «Что ты, жинка, губы жмешь» в исполнении ансамбля донских казаков хутора Мрыховского Ростовской области
02 Протяжная песня «Уж вы, глазки голубые» в исполнении ансамбля донских казаков хутора Мрыховского Ростовской области
03 Протяжная лирическая песня «Нежно горлинка вспырхала» в исполнении ансамбля донских казаков хутора Мрыховского Ростовской области