Троицкий обряд кумления девушек в селе Верхний Мамон Воронежской области

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский, наречие – южнорусское

Село Верхний Мамон, центр Верхнемамонского района Воронежской области, было основано около 1702 года как застава Острогожского полка. Первопоселенцы пришли сюда из разных мест, среди них были и беглые крестьяне. Растянувшееся вдоль Дона на несколько километров село делится на несколько околотков, каждый из которых когда-то населяли выходцы из одного места. Так, например, в Данковке жили переселенцы из города Данков Рязанской области. Поскольку насельниками Верхнего Мамона стали люди из центрально-русских областей, проживающие по соседству украинцы называли их «москалями».

Несмотря на разные потоки переселенцев и большую территориальную разбросанность их поселений, со временем в селе сложилась общая песенная традиция и единый певческий стиль.  

В ХХ веке село Верхний Мамон славилось своими песенными традициями. На Данковке сформировался ансамбль, который известный воронежский собиратель Петр Антонович Макиенко назвал «Данкори» (так называют жителей этого околотка). В 1995 году участницы ансамбля, основываясь на воспоминаниях своей молодости, предприняли попытку реконструкции троицкого обряда кумления девушек.

Троицу праздновали три дня (воскресенье, понедельник и вторник), но главным в народе считали первый день.  Утром в воскресенье все жители шли на праздничное богослужение в храм. Девушки стояли на службе в венках из травы. Их плели в основном из пырея, добавляя полевые цветы, которые успевали распуститься к Троице. Главную троицкую траву — зóрю или любисту — из-за острого запаха в венки не вплетали, а держали в руках. После службы девушки уединялись, группами шли в лес или в сад, чтобы совершить обряд кумления. В нем участвовали девушки, начиная с 12–13 лет и до замужества.

Они плели специальный венок большого размера, вешали его на ветку дерева. Парами трижды подходили к венку и через него целовались, что и означало покумиться. О том, кто с кем будет кумиться на Троицу, девушки договаривались заранее. Обычая обмениваться подарками при кумлении, который широко распространен на русской территории, в селе не существовало. С момента совершения обряда, которому придавали значение клятвы в дружбе и взаимопомощи, подруги называли друг друга кумами, почитая этот союз в течение всей жизни. Считалось большим грехом обидеть куму или отказать ей в просьбе.  

Обрядовые действия сопровождались песней «Веселая беседушка».

Да веселая беседушка, где батюшка пьет.

Он пьет — не пьет, родимый мой, за мной, младой шлет.

А я, млада-младёшенька, замешкалася,

За гусями, за утями, да за журушкою.

Да как журушка  по бережку похаживая,

На тот бережок поглядывая.

На том берегу, бережочику — да четыре двора.

Во тех дворах, во двориках — четыре кумы.

Вы, кумушки, голубушки, сестрицы мои.

Вы кумитеся, любитеся, любите меня.

Пойдёте вы во зелен сад — возьмите меня.

Сорвете вы по цветику — сорвите и мне.

Совьете вы по венчику — совейте и мне.

Пустите венки поверх воды — пустите и мой.

У всех венки поверх воды, а мой — потонул,

У всех мужья с войны пришли, а мой — не пришел.

Отметим, что эта песня во многих селах Воронежской области (в том числе в селах верхнемамонского района) использовалась и в свадебном обряде: она исполнялась на свадебном пиру, но с неполным текстом, а только до слов: «На том бережку четыре двора».

После кумления девушки шли к Дону. По дороге они могли петь любые песни, в том числе хороводные (например, «Пошли девки в лес по ягоды гулять»). Придя на берег Дона, обязательно пели протяжную «Батюшка наш Дон». Сняв с головы венки, девушки бросали их в воду — пускали по реке. Считалось плохой приметой, если венок потонул или его прибило к берегу, поэтому иногда с венками заплывали на стремнину и пускали по воде уже там.

В соседних селах собраны дополнительные сведения об обряде. Например, в селе Осетровка, расположенном в 3 км от Верхнего Мамона на другом берегу Дона, кумились не через венок, а через рушник, концы которого связывали. Здесь же было принято наряжать девушку-сироту рушниками, ей на голову надевали решето, поверх него венок и под руки вели к Дону купаться с песней «Троица ты, Троица широкая, мурава, мурава ты зеленая». Затем также с песней шли назад в лес. Похожие сведения были зафиксированы и в других селах Верхнемамонского района — Ольховатка и Гороховка. 

Обязательным элементом обряда была совместная трапеза покумившихся девушек, которую устраивали в лесу, под деревом, на котором висел большой венок. Главным обрядовым блюдом считалась яичница, которую жарили на костре, используя яйца и сковородку, принесенные из дома. Но нередко обрядовую трапезу накрывали во дворе дома одной из девушек, а яичницу готовила и выносила ее мать.

Последний раз обряд кумления в Верхнем Мамоне совершался еще до войны 1941–1945 годов. В послевоенное время песня «Весёлая беседушка» потеряла связь с обрядом и стала исполняться как неприуроченная лирическая песня, в которой особую актуальность приобрели заключительные слова текста: «У всех мужья с войны пришли, а мой — не пришел».

В настоящее время участники местного фольклорного ансамбля ничего не знают о троицком обряде кумления и не поют песню «Веселая беседушка». Однако по-прежнему в каждом доме, где есть молодые девушки, на Троицу матери жарят им яичницу. 

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 Протяжная песня «Веселая беседушка», приуроченная к обряду кумления девушек, в исполнении ансамбля села Верхний Мамон Верхнемамонского района Воронежской области
00:00
Содержание
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна