Троицкие обряды в селе Россошь Репьевского района Воронежской области

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский, наречие – южнорусское
Троицкие обряды в селе Россошь Репьевского района Воронежской области типичны для южнорусских сел, хотя и имеют свои местные особенности. Накануне Троицы варили белище — так называлось гуляние у реки с приготовлением каши на костре в знак окончания работ по белению холстов. На Троицу украшали дома зеленью и травой, плели венки, надевали традиционные костюмы и водили тáнки по улицам села, исполняли троицкие хороводные и весновые протяжные песни во время таночного шествия и гуляния у реки, рядились в дедов, обливались водой, устраивали совместный обед вскладчину с обязательным приготовлением яичницы. Праздновали Троицу три дня (воскресенье, понедельник, вторник).

Село Россошь Репьевского района Воронежской области было основано у слияния рек Потудань и Скупая Потудань (правые притоки Дона) в конце XVII века государственными и помещичьими крестьянами, в том числе переселенцами из Рязанской губернии и из городов-крепостей с Белгородской черты. 

Одной из главных особенностей, выделяющих село Россошь среди других, является традиционный женский костюм, представляющий собой поневный комплекс с рубахой с прямыми поликами и черной геометрической вышивкой на рукавах. Однако в XX  веке костюм видоизменился: понева была вытеснена красной шерстяной юбкой в черную клетку, а на рубахах появился цветочный орнамент. По говору местные жители относят себя к «щекунам» за обычай произносить «щ» вместо «ч» (шапощка вместо шапочка, щё вместо что).

Уникальность троицких обрядов села Россошь связана с их музыкальным оформлением — обилием хороводных и протяжных (весновых) троицких песен, которые не исполнялись в другие календарные сроки.

На неделе, предшествующей Троице, девушкам и молодым женщинам следовало завершить работы по белению холстов. Вытканные за зиму холсты были серого цвета, поэтому их отбеливали. Для этого холсты выносили к реке, окунали в воду, на специальных подмостках деревянным вальком отбивали, чтобы не было видно узелков и неровностей, затем раскладывали на солнце, они выгорали и становились белее. Считалось, что на неделе перед Троицей солнце светит особенно ярко, поэтому белили холсты именно в это время. Работа была коллективной. Пока холсты сушились, девушки играли специальные троицкие или весновые песни — «Как у полюшке три волюшки», «В нас у лесе на поляне», «Горемычная кукушка» и др., которые можно было петь до заговенья на Петровский пост (то есть до следующего после Троицы воскресенья). В селе Россошь удалось записать 11 весновых песен. Возможно, они и сохранились благодаря обычаю коллективно белить холсты.

Окончание этих работ отмечалось особым праздником, который назывался бéлище варить. Вечером молодежь собиралась у реки (на белище приходили также парни), чтобы на костре приготовить пшенную кашу-сливанку. Кашу раздавали всем пришедшим на белище.  После этого до глубокой ночи молодежь пела, плясала под гармонь, балалайку.

Приготовление к Троице включало в себя украшение домов и дворов зеленью, посещение кладбища в родительскую субботу (накануне Троицы), приготовление цветов и травы для освящения на воскресной праздничной службе.

Традиционно празднование Троицы в селе длится три дня, основным из которых является первый — воскресенье (50 день после Пасхи). На праздничную службу в храм, украшенный зеленью, приходили с цветами и травой, в церковной ограде плели венки. В качестве троицкой травы обязательно использовали зóрю (народное название остро пахнущей травы любисты). Окропленную во время церковной службы траву приносили домой и помещали в святой угол, под образа (иконы). По народным верованиям, она обладала целительными свойствами. Считалось, что сохраненный троицкий венок, даже высохший, мог избавить от головной боли. В случае болезни троицкую траву давали скотине.

Траву сохраняли до следующей Троицы, когда старую выбрасывали, заменяя ее новой. 

После службы и праздничного обеда наряжались в традиционные костюмы (рубахи надевали только белые) и собирались в определенном месте водить тáнки. Водили тáнки только женщины и девушки: они становились шеренгами, брались под руки и шли по улицам села. В первую шеренгу обычно вставали песенницы-игруньи, хорошо знавшие специальные таночные песни, среди которых «Я по городу хожу» и «Цветочек мой лазоревый». Танками шли с разных улиц к месту всеобщего гуляния, обычно на луг у реки. Мужчины могли там присутствовать, но не участвовали в самом шествии  и исполнении таночных песен. Обязательными персонажами на троицком гулянии и в танках были так называемые деды. Дедами наряжались женщины — одевались в старую, вышедшую из употребления одежду, мужскую или женскую, но — старинную. Деды принимали участие в общих играх, песнях, плясках и символизировали предков, которые на Троицу появлялись среди живых.  

У реки обязательно жарили яичницу на костре, устраивали обед вскладчину, после чего продолжали петь, плясать, водить хороводы. Одним из непременных элементов троицкой обрядности было обливание водой друг друга, скота или даже вхождение в реку в праздничных одеждах.

На второй и третий день празднование Троицы было менее торжественным и пышным, хотя в эти дни продолжали водить хороводы и петь троицкие песни.

 В селе Россошь записано 11 весновых песен. Народный термин весновые относится по преимуществу к песням, протяжным по форме распева. Весновые песни исполняют, начиная с Красной горки, но обычно — на белище и на Троицу, поэтому иногда их называют также троицкими. Протяжные весновые песни «Горемычная кукушка»,  «То-то тошно» и др. имеют большой орнаментированный запев (с внутрислоговыми распевами, вставками-вокализами) и сравнительно короткий хоровой подхват в гетерофонной фактуре. Именно этим они отличаются от неприуроченных протяжных песен, для которых характерна фактура с сольным верхним подголоском.

Более тесно с празднованием Троицы связаны таночные (хороводные по форме) песни, поскольку они исполняются во время обрядового шествия с ряжеными Дедами.

На Троицу могли исполнять и другие — неприуроченные — песни. Среди них особое место занимает протяжная, так называемая прохόжая, песня «Вдоль по улице пройду». Она является отличительным знаком местной песенной традиции, поскольку не зафиксирована в других соседних селах, и исполняется во время любого прохода по селу.

В настоящее время ансамбль села Россошь с трудом начинает возрождаться силами нового поколения исполнителей, из троицких песен его участники поют только хороводную «Цветочек мой лазоревый». 

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 Весновáя протяжная песня «Ковылушка травушка» в исполнении жительниц села Россошь Репьевского района Воронежской области
00:00
Содержание
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна