Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Творческое наследие сказочников отца и сына Дмитриевых из Пудожского района Республики Карелия

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский язык, северное наречие, пудожский говор
Паспорт объекта

В феврале 1938 года сотрудница Карельского Научно-исследовательского института культуры И. Ломакина записала от 75-летнего жителя деревни Рагнозеро Осипа Ивановича Дмитриева сказку «Про Бан-царицу огненную колесницу», относящуюся к сюжетному типу Конек-горбунок. Тогда же собирательницей был «взят на учет весь <его> репертуар» [См. Библиографию №2], состоящий из 40 текстов, хотя сам Дмитриев указывал, что «сказок знает полусоток наверняка».


Летом того же года сотрудник КНИИК В.Р. Дмитриченко записал от Осипа Ивановича еще четыре сказки: «О Светлане» (сочетание сюжетов Царевна-лягушка, Муж ищет исчезнувшую или похищенную жену и Смерть Кощея в яйце), «Про богатыря царя Перегара» (сюжетный тип Свинка золотая щетинка), «Про крестьянина» (сюжетный тип Царская собака), «Про Любодея» (сочетание сюжетных типов Медный лоб и Шесть чудесных товарищей). В отчете об экспедиции В. Р. Дмитриченко сообщил дополнительные сведения: «Былин <Осип Иванович> много никогда не знал, а известен среди жителей района, как хороший сказочник, которого раньше приглашали в гости по деревням с тем, чтобы «послухать» его сказок. Сказки длинные, чаще фантастические, у героев самые причудливые имена. Видимо, эти сказки вышли из лубочной литературы. Знает несколько бытовых сказок. Сказывать любит; рассказывая, шутит, делает от себя вставки, чтобы заинтересовать слушателей. Знает формулы, которые говорятся в начале сказки слушателям, с просьбой слушать внимательно, и в конце сказки, где говорится, как бы следовало наказать того, кто плохо слушал (формулы нецензурные). Сказки «выслухал» на сплавах. Отец его сказок не знал» [См. Библиографию №2].


Итак, разные собиратели записывали фольклорные произведения от Осипа Ивановича трижды. К большому сожалению, в архиве содержится лишь пять его сказок. Теперь мы можем только предполагать, почему собиратели не зафиксировали весь репертуар сказочника. Возможно, это было связано с тем, что в 1930-е годы процесс сбора фольклорного материала был очень трудоемким, ведь записи делались от руки. По словам Т.И. Сенькиной, именно «несовершенные формы записи, а впоследствии и смерть <Дмитриева> не позволили записать весь репертуар» [См. Библиографию №4]. Осип Ивановича не стало в 1939 году.


В архивных материалах имеются минимальные сведения, касающиеся жизни О.И. Дмитриева, записанные с его слов сыном Михаилом в 1939 году: «неграмотный, женат, имею одного сына, не работаю нигде. Живу — Пудожский район, Куганаволокского сельсовета, деревня Рагнозеро. Газет, книг не читаю. Знаю сорок пять сказок, песен — две, былин — две. Не рассказываю сказок и т. д. Новых не составляю.

Крестьянин, бедняк, участвовал во время гражданской войны у красных, в разведку к белым и сам ходил, тоже по наряду красных, помогал красным устраивать окопы» [См. Библиографию №2].


В 1940 году ученые К.В. Чистов и Ю. Агулянский повстречались с вдовой О.И. Дмитриева, которая сообщила, что у мужа было прозвище — «Оська (Осип) Паленый». Эту же информацию подтвердила в 1977 году сказочница из деревни Пога Пудожского района Е.М. Лёвина: «его „Жганый” все звали. У ёго лицо тако пятёнышкам было дак. Подсеки жгали, ён подошел, а его огнем опалило» [См. Библиографию №2].

В 1975 году сотрудники Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН познакомились с единственным сыном О.И. Дмитриева — Михаилом. Он сообщил, что отец был сказочником: «сколько о празднике не гостит, а ночи уж не сыпал, не спит. Днем когды лягет, а ночами не приходится. Все сказки рассказывает. В какой бы деревне ни был, куды нос не сунет, там и сказки. Память была така, что если кто сказку сказал, дак через год спроси, он дословно перескажет» [См. Библиографию №2]. В 1976 году от М.О. Дмитриева были зафиксированы дополнительные сведения об отце, касающиеся его семьи, рода деятельности, умения рассказывать сказки: «Вот у моего папаши неродная мать была. Пока Иван Захарьевич, дедушко, был живой (Пречистый праздник у нас — это Звижевдень 8 сентября, по-старому 14 сентября был), он в Пречистый праздник вокурат помер, это 8 сентября, а 22 ноября уже три брата на три хозяйства разделились: вот мой отец и два дяди, хотя их-то еще матерь <братьев> жива, родная мать была жива, дак оны-то отошли от него вместе, а моего отца отделили.


<…> У отца было тпрукало да нукало и все — корова да конь. А таких хозяйств много было. <…> Ему <отцу> сельское хозяйство, что петля вот подготовленная на шею, что вот-вот завернуться. Он на хозяйство не глядет, мама-покойница все.


— А он чем занимался?


— А он, во-первых, ремесла никакого не имел. Мужчина был здоровенный, не такой, как я, росту был — мне и в задницу не плюнуть, а не только в бороду. Такой был. Но вот леной был. Ничего его не интересовало, кроме рыбной ловли.


— Рыбная ловля, да еще дело-то было у него хорошее.


— Рыбная ловля: он во всем озере каждый камешок знал, каждый камень знал, где, какой. Бывало, я пока еще эдаким пацаном был, а потом уже дородно подрос, уже я на корме стал управлять делом, а он весла, как идет, дак: «Вот, Михайлушко, ты замечай вот здесь так проехать нап, тут кокорина кака-то есть нешевелима, или тут камень есть — не заезжай сюды вот». И всё россказыват пока. Насчёт рыбной ловли, дак уж.


— Специалист был?


— Специалист.


— А еще лучше сказки рассказывать.


— Ну, а насчёт сказок, так уж. Давно, давно это дело было. Приезжали из Москвы и Ленинграда, записывали сказки. <…> Приедут сказители собирать сказок, дак он всю свою работу бросит, ведь индивидуально жили в то время, должен уж работой своей человек заботный интересоваться, – для него никакой заботы не было. Неделю так с има и калякает. Неделю сидит да балагурит» [См. Библиографию №2].


Спустя почти сорок лет после встречи с О.И. Дмитриевым, произведения, входившие в его репертуар, были записаны от его единственного сына. Знакомство собирателей с 70-летним Михаилом Осиповичем состоялось в 1975 году в деревне Авдеево Пудожского района Карелии. Оно «началось с рассказа о подвигах Рахты Рагнозерского» [См. Библиографию №4], который, по преданию, основал родную деревню М.О. Дмитриева Рагнозеро. Тогда же и было установлено, что Михаил Осипович является представителем богатой семейной сказочной традиции.


Собиратели зафиксировали подробный рассказ о жизни М.О. Дмитриева, где он сообщил сведения о своей семье, в том числе, об отце: «Родился я в семье крестьянина-бедняка. Семья большая. Пока все в семье были, хозяйство было хорошее. Отец с братьями разделился, когда мне пошел второй год. Родился я на озере во льду. Я первого ноября родился. Осенью лед замерзал на озере, мама ездила ловить, до дому не доехала, целый километр от берега копались по льду, а там дальше озеро было свободное; вот до дому не доехала километра и меня родила.


Отец очень бедно жил. Правда, его несчастье искало большое. Поделился с братьями, семи годов конь пропал у его, корова подохла. Конь пропал, он весеннего сева вообще не мог сделать хорошего. Ну, и так повело-повело до того, что он уже стал самым низким хозяйством. Ну, когда я стал подрастать, я еще таким пацáном был, а он на меня все хозяйство свалил. Я родился в 1905 году, а он помер в 1939 году. И не бáливал веком. Никогда и не видал, чтобы он заболел. Как заболел, на седьмые сутки и помер.


<…>


Отец прожил 87 лет, родился и жил в Рагнозере <…>» [См. Библиографию №2].


М.О. Дмитриев не учился в школе: «Школьной скамьи я не видал. Был такой рязанский мужичок, который организовал кружок самообразования, я с кружка самообразования свое учение и начал, вот самоучкой только» [См. Библиографию №2].


Он рано женился, был многодетным отцом: «Женился я — жениху и невесте было тридцать три года вместе взятые. Два года прожил, вот первая дочка у нас родилась. И так через два года у нас родилось дитя. Одиннадцать человек родила она, двенадцато — пустое брюхо было. Четверо померло, а семеро вот выращены, женены, выданы. Живем вдвоем» [См. Библиографию №2].


Дмитриев рассказал и о своей трудовой деятельности: «До 1931 года я занимался хозяйством, крестьянством. В 1931 году вступил в колхоз. Пять годов бригадиром проработал в колхозе. Потом было такое специальное правительственное постановление об уходе колхозников на производство. Надоть было поднять производство. Ну, и меня выделяют в лесозаготовительную организацию. На службу сходил на войну, пришел и опять в лесозаготовительную организацию до 1947 года.


В 1947 году выбрали председателем колхоза, председательствовал пять годов, а потом меня отозвали председателем в сельский совет. Четыре года восемь месяцев в сельском совете проработал, а потом в подсобном хозяйстве кладовщиком отработал.


В 1962 году из Рындозера переехал в Авдеево, домишко перевез, в строительной бригаде работал» [См. Библиографию №2].


Во время первой встречи с М.О. Дмитриевым в 1975 году сотрудница сектора фольклора Т.И. Сенькина записала от него на магнитофон пять сказок, две из которых были зафиксированы в свое время от О.И. Дмитриева. Еще 16 текстов были собраны Т.И. Сенькиной и Т.С. Курец годом позднее, в мае 1976 года. Одна из этих сказок также была ранее записана от Дмитриева-старшего. Таким образом, в научном архиве Карельского научного центра Российской академии наук хранится 21 сказка из репертуара Михаила Осиповича, включая четыре произведенные в 1976 году повторные записи. По признанию самого Дмитриева-младшего, он усвоил почти все известные ему сказки от отца: «Все, что знаю, — это все от отца».


По своей жанровой принадлежности большинство сказок М.О. Дмитриева относятся к волшебным. Упоминаемые ранее сказки «О Светлане» / «Про жену Светлану» (соединение сюжетов Царевна-лягушка, Муж ищет исчезнувшую или похищенную жену и Смерть Кощея в яйце) и «Твой друг Любодей» (сочетание сюжетных типов Медный лоб и Шесть чудесных товарищей) записывались от отца и сына Дмитриевых в 1938, 1975 и 1976 годах. При этом от Михаила Осиповича они были зафиксированы дважды. Сказка «Про Бан-царицу, огненную колесницу» (сюжетный тип Свинка золотая щетинка) была записана и от Осипа Ивановича, и от Михаила Осиповича.


Объединение нескольких сюжетных типов характерно и для других сказках М.О. Дмитриева. Так, в текстах соединены: 1) Два брата, Бой на калиновом мосту, Победитель змея; 2) Мышь и воробей, Чудесное бегство; 3) Нерассказанный сон, Верный слуга.


Репертуар М.О. Дмитриева включает и другие популярные сюжетные типы волшебных сказок: Сивко-Бурко, Конек-горбунок, Незнайка, Чудесные дети. Присутствуют у него и менее распространенные в русской сказочной традиции сюжеты: Благодарный мертвец, Заячий пастух.


Помимо волшебных, от Дмитриева-младшего были записаны четыре сказки новеллистического содержания, относящиеся как к излюбленным сюжетным типам (Царь и купеческая дочь, Оклеветанная девушка, Дядя и племянник), так и к редчайшим (Спасение от разбойников).


М.О. Дмитриев сообщил собирателям одну сказку об одураченном черте (сюжетный тип Дележ урожая).

Наконец, от него была зафиксирована сказка анекдотического содержания, не имеющая соответствий в Сравнительном указателе сюжетов фольклорных сказок: в ней речь идет о том, что старик и старуха перед смертью решают признаться друг другу в грехах; выяснилось, что старуха изменяла мужу столько раз, сколько горошин лежит в мешочке за иконой.


Хранящиеся в архиве тексты сказок из репертуара отца и сына Дмитриевых свидетельствуют о семейной преемственности, в результате чего представитель младшего поколения усвоил сказки представителя старшего поколения практически полностью. В некоторых случаях поражает почти дословное воспроизведение фраз, используемых и его отцом. Например, Дмитриев-отец так описывает героиню (Светлану) в одноименной сказке при первом ее появлении в тексте: «старушка, ни зуба во рти, и ни глаза во лби»; у его сына в обоих случаях функционирует «старуха ни зуба во рте, ни глаза во лбе»; похититель характеризует себя в варианте Осипа Ивановича следующим образом: «Я что ли не худой, я ли не горбатый, а нос ли не сутуловат». У Михаила Осиповича используется описание: «Я ли не горбатый, у меня ли нос не сутуловатый», которое в повторной записи дополняется фразой «али чего во мне не хватат».


В то же время, зафиксированные от Дмитриева-младшего тексты отличаются от сказок Осипа Ивановича, то есть от источника, к которому непосредственно восходят. Прежде всего, они имеют разный размер: сказки, записанные от Дмитриева-отца, меньше, чем сказки Дмитриева-сына. Увеличение объема обусловлено во многом тем, что у Дмитриева-младшего более образный язык. Например, упоминаемая сказка о Светлане в исполнении Осипа Ивановича начинается так: «У царя было три сына: Петр-Царевич, Алексей-Царевич, Иван-Царевич». А его сын использует в зачине присказку: «Не в котором царстве, не в котором государстве, именно в том, в котором мы живем (например, вот как в Авдеево), жил был царь, у царя было три сына — Николай, Федор и Иван» (1975 г.); «Не в каком царстве, не в каком государстве, именно в том, в котором мы живем, как мы в Авдеевой с вами занимаемся, жил был царь. У царя было три сына — Николай, Федор и Иван» (1976 г.). Ситуация, связанная с перевоплощением героини после первой встречи с царевичем, изображается Осипом Ивановичем следующим образом: «Так что солнышко зашло за леса, уходит старушка в другую комнату и вынимае кольцо с руки, и сделалась очень прекрасная женщина». Дмитриев-младший использует более развернутое описание: «Только солнце село, она снимает кольцо с руки. Он как посмотрел на нее, она такая красавица, такая прелестная, что он рад бы ее сразу схватить, обнять и поцеловать» (1975 г.).


С сожалением приходится отметить, что в архиве нет фотографий ни Дмитриева-отца, ни Дмитриева-сына.


Лишь некоторые записанные от них сказки были опубликованы [См. Библиографию №3].


[1] Беломорские былины, записанные А. Марковым. М., 1901. С. 304–305.
[2] Астахова А. М. Былины Севера. Т. 1. С. 84.
[3] Беломорские былины, записанные А. Марковым. М., 1901. № 61–65. С. 304–305.
[4] Материалы, собранные в Архангельской губ. летом 1901 г. А.В. Марковым, А.Л. Масловым и Б.А. Богословским. Ч. 1: Зимний берег Белого моря. Волость Зимняя Золотица // Труды Музыкально-этнографической Комиссии. Т. 1. М., 1906. С.11–157. № 4–5, 8–9.
[5] Беломорские былины, записанные А. Марковым. М., 1901. С. 254.
[6] Там же. С. 304. По предположению А.В. Маркова, там он выучил старины, неизвестные другим сказителям в Золотице: Илья и калики; Святогор и Илья; Женитьба Добрыни и неудачная женитьба Алеши; Алеша и Тугарин; Борис Романович; Соловей; Разбойник Илья; Два купца в кабаке; Сенька Разин; Петр I.
[7] Рабочие, ходившие на рыбную ловлю и бой зверя на судах хозяев за проценты.
[8] Там же. С. 304.
[9] Астахова А.М. К новым записям былин в Поморье // Советский фольклор. № 2–3. 1935. М.; Л., 1936. С. 153–154.
[10] Чужимов В.П. Новые записи былин в Поморье // Советский фольклор: Сборник статей и материалов. М.; Л., 1936. Вып. 2–3. С. 119–151. [11] Творчество народов СССР / Под ред. А.М. Горького, Л.З. Мехлиса, А.И. Стецкого. М., 1937.
[12] Участники экспедиции на Северный полюс в Архангельске // Комсомольская правда. 1937. 24 июня, № 143.
[13] Сказания Марфы Семеновны Крюковой: Сказание о Ленине. Чапай. Поколен-борода и ясные соколы / Зап., обраб. и послесл. В. Попова. М., 1937; Сказания-поэмы Марфы Семеновны Крюковой / Зап., обраб. и послесл. В. Попова. Архангельск, 1937. В 1938 г. В. Попов издал еще одну книгу – «Сказание о Ленине Марфы Семеновны Крюковой» (М., 1938).
[14] Астахова А.М. Беломорская сказительница М.С. Крюкова // Советский фольклор: Сборник статей и материалов. М.; Л., 1939. Вып. 6. С. 176–213.
[15] Былины М.С.Крюковой / Зап. и комм. Э. Бородина и Р. Липец. М., 1939–1941. Т. 1–2 (Летописи Гос. лит. музея; Кн. 6).
[16] Крюкова М.С. Нагай-птица / Зап. В. Попов. Архангельск, 1940; Крюкова М.С. Сказки / Зап. и ред. В. Попова. Архангельск, 1940.
[17] См. подробнее: Попов В. Марфа Крюкова. М., 1940.
[18] Крюкова М.С. На Зимнем береге, у моря Белого / Зап. летом 1939 г. Э. Бородина-Морозова. Архангельск, 1940. [19] См.: Крюкова. Т. 1. С. 723–730; Гуменник А.З., Кривоносов В.М. Марфа Семеновна Крюкова и северные былины // Советская музыка. 1939. № 1. С. 49–55.
[20] Крюкова М. С. О богатырях старопрежних и нынешних / Запись Э. Г. Бородиной-Морозовой и А. А. Морозова. Архангельск, 1946; Крюкова М. С. Беломорские былины / Запись Э. Г. Бородиной-Морозовой. Архангельск, 1953.
[21] М. С. Крюкова. Некролог // Лит. газета. 1954. 9 января, № 4.
[22] Астахова А.М. Беломорская сказительница М.С. Крюкова // Советский фольклор. Сборник статей и материалов. № 7. М.; Л., 1941. С. 247–248.
[23] Попов В. Марфа Крюкова. М., 1940. С. 23.
[24] Там же.

Фото

Аудио

01 Сказка в исполнении М.О. Дмитриева из д. Авдеево Пудожского р-на Республики Карелия Правовая информация

Прямая трансляция 21 ноября, в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Айлен Притчин, Андрей Гугнин

Прямая трансляция 20 ноября, в 19:30. «Ленфильм-клуб»

Открытие кинофестиваля «Начало»

Прямая трансляция 20 ноября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Музыкальный калейдоскоп

Прямая трансляция 20 ноября, в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Рождение Европы. Музыка XII–XVII веков

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Первое мероприятие пройдет уже 1 декабря.

Подробнее

В нем примут участие 88 конкурсантов из 21 российского города.

Подробнее

В Лондоне, Эдинбурге и других городах покажут новинки российского кинематографа.

Подробнее

Церемония открытия состоялась в Главном штабе Эрмитажа.

Подробнее

Он оказал большое влияние на развитие архитектуры и дизайна XX века.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть