Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Песенная традиция села Россошь Репьевского района Воронежской области

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский, наречие – южнорусское
Паспорт объекта
Село Россошь Репьевского района Воронежской области было основано у слияния рек Потудань и Скупая Потудань (правых притоков Дона) в конце XVII века государственными и помещичьими крестьянами, в том числе переселенцами из Рязанской губернии и из городов-крепостей с Белгородской черты. Местные жители называют себя щекунами из-за особенностей говора, в котором звук «ч» произносится как «щ» (к примеру, говорится шапощка вместо «шапочка», щё вместо «что»).


Музыкально-фольклорная традиция села относится к одному из самых ярких южнорусских песенных стилей воронежско-белгородского пограничья. Здесь ярко проявляются локальные черты: доминирующее положение широкораспевной протяжной песни в системе жанров, типологическое родство свадебных и плясовых песен, определенный набор ритмических и мелодических форм напевов. Кроме общих признаков локального песенного стиля в селе есть и свои, уникальные черты, проявляющиеся в традиционном костюме и обрядовой системе, в песенном репертуаре и исполнительской манере.


На примере этого села можно увидеть, как изменился на протяжении XX века традиционный костюм: здесь вместо поневы женщины стали носить красную шерстяную юбку в клетку (изначально только девичью). На традиционных конопляных рубахах с прямыми поликами (плечевыми вставками) старинная черная вышивка счетной гладью была заменена на красно-черные цветочные орнаменты крестом, на голове стали носить красный платок, фартуки (завески) черного цвета пришли на смену разноцветным. Старинные рубахи и поневы села можно теперь увидеть только в музеях, например, в коллекции Богучарского частного музея традиционных костюмов и кукол.


В календарном обрядовом комплексе совершенно не сохранились святочные величально-поздравительные песни, зато, как и повсюду в воронежско-белгородском пограничье, развиты троицкие обряды, а среди песен выделяются так называемые весновые, то есть сезонно приуроченные песни.


К местным особенностям можно отнести обычай варить бéлище, который существовал до середины ХХ века. Так называли большой сельский сход накануне Троицы у реки, где по случаю окончания беления холстов устраивали совместный обед: на костре готовили пшенную кашу-сливанку, яичницу, после чего пели и плясали.


В традиционной свадьбе есть признаки соседней традиции — Хохольского и Нижнедевицкого районов, — поскольку в венчальный день свадьбу в Россоши гуляли «на два стола»: невестины гости — у жениха, жениховы — у невесты.


Свадебные песни села Россошь отличаются многообразием сюжетов и структурных форм, что вызвано смешением переселенческих традиций. Здесь записано около 30 свадебных песен. Они распределены по всему свадебному действу, точечно прикреплены к определенным моментам, во многих случаях комментируя ту или иную обрядовую ситуацию. Большинство свадебных песен относится к довенечной части обряда, они исполнялись на запое, девишнике, утром свадебного дня: «Зеленая, зеленая дуброва», «Заиграло сине море, взыграло», «Взвеселила наша Аннушка два дома», «Зиму-лето сосенушка была зелена». Эти песни близки хороводным благодаря так называемому «алилёшному» рефрену: «Ой лёли, алилей лёли». Особую группу составляют прощальные песни, которые звучали от лица невесты или её подруг: «Затрубили трубушки», «Сосна моя, сосенка». К редким местным формам относится песня, которую исполняли при обряжении невесты: «У ладо! На море галка купалася!». Как и в соседних селах, выкуп и увоз невесты сопровождался припевками на политекстовый напев: «Дружко-богатина, купи у нас косу», «Повозник кудрявый, молодой, кучерявый». Величальных песен в селе записано мало.


Центральное место в песенной традиции занимают протяжные песни, которые в конце 80-х годов XX века составляли более половины репертуара. Они представлены тремя стилевыми пластами. Первый — ранний — охватывает сезонно приуроченные, так называемые весновые протяжные песни, среди них «Ковылушка-травушка», «Вы кустики ракитовые», «То-то тошно» и др. Они воплощаются в гетерофонной фактуре, узкообъемных звукорядах, имеют большой орнаментированный запев и короткий хоровой подхват.


Второй слой — традиционные неприуроченные лирические песни, исполняемые в двухголосной фактуре с сольным подголоском. Основная мелодия в них помещается в нижнем голосе и представлена гетерофонным пучком голосов. Эта группа напевов относится к широкораспевным протяжным песням и характеризуется обилием больших слоговых распевов, вокализированных вставок и дополнительных построений, которые являются типовыми музыкальными построениями и повторяются во многих песнях. К таким песням относятся «Вдоль по улице пройду», «Села девка, посидела», «Полюбил парень девчонку», «Увоймала девчоночка с собой парня ночевать».


Третий пласт протяжных песен можно определить как позднетрадиционный, их характеризует опора на тонально-гармоническую систему. Это песни «Как у батюшки у родимого», «Ой, виттиль гора», «Воспой, воспой, в садику соловьюшка», «Чего, соловейка, смутен-невесел».


Плясовые и хороводные песни занимают периферийное место в системе жанров музыкального фольклора и не имеют устойчивой хореографии. Медленные хороводные песни — «Как пошла наша Матрена во чисто поле гулять», «Уж ты, зимушка-зима», «Тут-то нам попити» и др. — исполняются малораспевно. В этих песнях на связь с хороводным жанром указывает «алилешный» припев. Излюбленные плясовые песни — «Я по жердочке шла», «Не летай, соловей, мимо горенки моей», «Усе гости по лавочкам сидят».


Поскольку село Россошь находится на окраине выделенной территории воронежско-белгородского пограничья и соседствует с хохольско-нижнедевицкой зоной Воронежской области, в его традиции слабеют признаки одного музыкального диалекта и появляются признаки другого. Так, например, в Россоши не зафиксирована пляска пересек, столь характерная для традиций воронежско-белгородского пограничья, и связанные с ней музыкальные формы, зато, к примеру, в свадьбе выявлены необычные ритмические формы с тернарным соотношением слоговых времен, в целом не типичные для этой зоны.


Песенная традиция сохранялась в Россоши благодаря тому, что в селе при клубе существовал фольклорный ансамбль, сохраняющий и популяризирующий свои старинные песни. Он прославился после поездки в Москву в 1975 году по приглашению Фольклорной комиссии Союза композиторов РСФСР для многомикрофонной записи. Позже эти записи были расшифрованы Е.С. Кустовским и подготовлены к изданию Е.В. Гиппиусом, но так и не были изданы, однако копии рукописи разошлись по стране. Ансамбль принимал участие во многих фестивалях в Воронеже, Белгороде, Пензе, снимался на центральном и местном телевидении, участвовал в 1994 году в съемках американского документального фильма «Россия. Спрятанная память» («Russia. Hidden memory». USA, 1995). В последнее время ансамбль практически не выступает, так как с уходом опытных пожилых мастеров пения, резко сократился численный состав ансамбля, а также песенный репертуар. Традиция в полной мере не воспринята молодым поколением, воспроизводятся в предельно упрощенном виде лишь несколько самых простых песен.

Фото

Аудио

01 Протяжная песня «Полюбил парень девчонку» в исполнении жителей с. Россошь Репьевского р-на Воронежской обл. Правовая информация

02 Свадебная песня «Повозник кудрявый» в исполнении жителей с. Россошь Репьевского р-на Воронежской обл. Правовая информация

03 Свадебная песня «Ой, что это за богатые за сваты» в исполнении жителей с. Россошь Репьевского р-на Воронежской обл. Правовая информация

04 Протяжная песня «Уж ты, воля, ты, моя неволя» в исполнении жителей с. Россошь Репьевского р-на Воронежской обл. Правовая информация

05 Протяжная песня «Увоймала девчоночка с собой парня ночевать» в исполнении жителей с. Россошь Репьевского р-на Воронежской обл. Правовая информация

06 Протяжная песня «Как у батюшки только у родимого» в исполнении жителей с. Россошь Репьевского р-на Воронежской обл. Правовая информация

07 Плясовая песня «Я по жердочке шла» в исполнении жителей с. Россошь Репьевского р-на Воронежской обл. Правовая информация

Легенда ХХ века - Анна Ахматова

Вспоминаем лиричное стихотворение номинантки на Нобелевскую премию

​Предводитель дворянства из простой семьи

Комедийные роли Сергея Филиппова

День памяти и скорби

22 июня началась Великая Отечественная война

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Зрители увидят самые интересные постановки.

Подробнее

Покажут сцены из «Лебединого озера», «Щелкунчика» и «Дон Кихота».

Подробнее

Мультимедийная экспозиция работает в Министерстве культуры России.

Подробнее

Читайте подробности в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Посетителей ждут выставки, спектакли и встречи с известными писателями.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть