Белгородская область, Валуйский район, село...
Календарные обряды

Обряд «похороны кукушки» в селе Колосково Валуйского района Белгородской области

Этнос:
Русские
Конфессия:
Православие
Язык:
Русский, наречие – южнорусское

Обрядом «похорон кукушки» в селе Колосково Валуйского района Белгородской области завершался весенний календарный период. Обряд  проводился в два этапа: сначала на Вознесение девушки (13 лет и старше) изготавливали чучело кукушки и кумились возле него, а затем на Троицу они раскумливались и хоронили кукушку.

На Звесеньё (Вознесение) девушки несколькими партиями отправлялись в лес. Каждая из участниц обряда несла с собой что-либо из еды:  яйца, испеченную матерью лесенку – специальное вознесенское печенье, сало, ситро из свекольного отвара. В лесу выбирали красивый развесистый дуб, у которого и изготавливали куклу-кукушку. Чучело шили из заранее приготовленных и принесенных с собой лоскутов, из которых делали как тело кукушки, так и её наряд – платье и платочек. Могли изготавливать кукушку и из болотной травы куги, затем наряжая ее в платьице. Таким образом придавали чучелу антропоморфный облик. Кроме того, в пару кукушке могли делать и чучело мужского пола – куковля. Его также плели из куги, а наряжали в сшитые штанишки. Готовую кукушку сажали на ветви дуба.

Затем каждая девушка плела и надевала себе на голову веночек из луговых цветов. После этого под дубом начинался обряд кумления. Каждая из девушек выбирала себе куму. По очереди пары подходили к дубу, девушки менялись платьями, а затем говорили: 

Кума, кума, давай с тобой кумиться,

Чтоб век не браниться.

По словам исполнителей, кумами девушки оставались на всю жизнь. Таких кукушкиных кум у каждой женщины было довольно много, поскольку в девичестве в течение нескольких лет на Вознесение они кумились с разными своими подругами.

После кумления куклу-кукушку хоронили — прятали в ветвях деревьев или закапывали. Тут же у дуба устраивали совместную трапезу из принесенных продуктов.

Ребятам запрещалось принимать участие в обряде. Однако они старались проследить за девушками, чтобы своровать чучело и разорвать его. Поэтому девушки ходили проведывать свою куклу-кукушку, и если чучела не оказывалось на месте, его изготавливали заново и перепрятывали.

На Троицу девушки вновь собирались и шли к дубу, где отрывали кукушку, возвращали друг другу платья и несли чучело к реке. Там они собирали болотную траву кугу и камышовые листья. Усаживаясь на мосту, девушки сообща плели плот для куклы-кукушки. Кроме того, каждая девушка плела себе там кукушку из куги в виде девичьей косы. При этом стебель куги складывали пополам, у сгиба делали петлю – головку чучела, концы травы разводили углом и в получившийся остов вплетали стебли куги на манер девичьей косы, чуть выше середины плетения вставляли ручки – короткий стебель куги.

Куклу-кукушку спускали на плоту на воду и читали: «Ну и плыви!» Вслед за общей куклой каждая из участниц бросала свою кукушку, сплетенную из куги. Девушки по ним гадали – чья дальше проплывет, та быстрей и выйдет замуж.

Сходный обряд был отмечен и в соседнем селе Безгодовка. Здесь также плели кукушку и куковля из куги, однако кумление происходило между парнями и девушками. Различаются и сроки совершения обряда: в Безгодовке пару кукушек хоронили на Петров день. При этом их спускали на реку по хлебной лесенке, хранящейся специально для этого случая с Вознесения. Кукушек спускали, сидя на мосту и приговаривая:

Спаситель, лезь на небеса,

Потащи всё растения за волоса!

Затем лесенку делили на всех участников обряда и ели на том же мосту.

В настоящее время обряд не производится и процесс изготовления кукушки молодежи не известен.

Аудио

01 Рассказ жительниц с. Колосково Валуйского р-на Белгородской обл. об обряде «похорон кукушки».
02 Рассказ В.Т. Чертковой из с. Безгодовка Валуйского р-на Белгородской обл. об обряде «похорон кукушки».