Детские песни нганасан

Этнос: НганасаныКонфессия: ШаманизмЯзык: Нганасанский
Детская песня нюо балы (букв. «ребенка песня») является короткой песней-пестушкой, которую родитель сочиняет для своего ребенка. Мелодия и текст индивидуализировано передают особенности ребенка-адресата песни: его походку, движения, детский лепет и первые слова. Песня служит для ребенка оберегом, ее поет один из родителей всегда, когда берет ребенка на руки и хочет приласкать.
В описании представлена коллекция детских песен, записанных от Тубяку Дюхадовича Костекина (5 песен) и Валентины Бинталеевны Костеркиной (1 песня).

Повсеместно в местах проживания нганасан (Таймырский муниципальный район, поселки Усть-Авам, Волочанка, Новая, город Дудинка) бытуют детские песни — нюо балы (переводится как «детская песня» или «ребенка песня»).

Нюо балы — именная песня ребенка, сочинялась родителями специально для каждого из детей. В прошлом, возможно, нюо балы были обрядовым жанром, магическим «именным оберегом» для ребенка (об этом свидетельствуют тексты некоторых песен). В настоящее время исполнение детской песни вызывается необходимостью приласкать, развлечь, поиграть с ребенком с помощью специальной, предназначенной для него песни. «Игра» слогами уменьшительного имени ребенка и асемантическими слогосочетаниями забавляет, развлекает детей (поэтому Тубяку Костеркин называл нюо балы  «песнями-игрушечками»). Особенных условий исполнения или запретов на исполнение детских песен не выявлено, они являются частью повседневного семейного быта.

Детские песни могут исполнять как мужчины, так и женщины: родители младенца, его дедушки или бабушки. Детские песни в основном поют в веселые, счастливые, игривые минуты. Эти песни — своего рода игрушки, забавы для детей, служащие для их музыкального воспитания. Иногда родители, удерживая на своих коленях детей первых лет жизни, дают им попрыгать и в такт этого подпрыгивания напевают незатейливую мелодию. Когда в дом приходят гости, то родители от имени ребенка могут спеть им что-нибудь на мотив детской песни (Аудио 06 — «Песня Деркуптиэ»).

Нюо балы сочиняются для каждого ребенка его родителями специально и являются, по всей видимости, напевами-формулами, первоначально возникшими из наблюдений над повадками и походкой дитя, первыми произнесенными им звуками и словами. Процесс создания песни имеет сходство с выбором имени ребенку. Песню не создают сразу же после рождения ребенка, а ждут, пока выяснится его характер и природные свойства, что обычно и отражается в содержании коротких и немногословных песен.  

Очень часто текст песни представляет «обыгрывание» уменьшительного имени ребенка или первых произнесенных ребенком слогов и слов (своего рода добродушное «передразнивание», которое вызывает улыбку у окружающих).

Краткий напев-формула часто характеризует особенности движения ребенка (например, «покачивающуюся» походку) или возникает из подражания первым словам ребенка и его интонациям.  

Именные детские песни исполняют как мужчины, так и женщины, удерживая ребенка во время пения на коленях, покачивая его в такт пению (или давая ребенку попрыгать), улыбаясь и смеясь вместе с ним. Обычно детские песенки поются сольно без сопровождения фоноинструментов.

В настоящее время жанр детских песен практически вышел из употребления из-за доминирования русского языка в современных молодых семьях. Родители перестали сочинять детские песни на нганасанском языке. Однако, известны яркие образцы именных детских песен благодаря ранее сделанным фольклористами записям. 

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 Детская песня Лёни в исполнении Т.Д. Костеркина из пос. Усть-Авам Таймырского Долгано-Ненецкого р-на Красноярского края
00:00
Содержание
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна