Показать
Вайгач
Языческие верования

Остров Вайгач в Ненецком автономном округе

Конфессия:
Языческие верования
Показать

Вайгач — остров на границе Баренцева и Карского морей, он относится к Ненецкому автономному округу и отделен от континента узким проливом Югорский Шар, а от Новой Земли — проливом Карские Ворота. Площадь острова — 3,4 тыс. км². Поверхность его равнинная с максимальной высотой до 157 м (гора Болванская). Сложен глинистыми сланцами, песчаниками и известняками. Растительность тундровая. На острове много озер и болот. По своему происхождению Вайгач — материковый остров. С древних времен там никто не проживал, но многие столетия на Вайгаче располагались главные святилища сменяющих друг друга народов Севера (предки ижемцев, печоры, легендарных сиртя, югры, ненцев и других). Поэтому остров является уникальным объектом наследия и для истории человечества имеет большое значение.

Остров Вайгач ненцы называют «Хэбидя-я» — «Святая земля». Основные ненецкие святилища, расположенные на острове Вайга, — это:
— святилище горы Идолов;
— святилище с каменным идолом;
— святилище «Заяцкий камень»;
— святилище горы Малой Болванской;
— святилище горы Большой Болванской;
— святилище острова Большой Цинковый.

На севере Вайгача расположено святилище Ходако (Старик), а на юге — Вэсако (Старуха). Структура священного пространства острова Вайгач связана со всем пантеоном арктических богов, которым поклоняются ненцы. Место для поклонения тому или иному божеству выбрано неслучайно. Ненцы устраивали святилища на культовых местах народов, обитавших в Арктике до их прихода. Расположения святилищ отражают древние принципы организации священного пространства коренных народов, населяющих Арктику.

Представления о «мужском» и «женском», «добром» и «злом» согласованы с пространственной ориентацией по сторонам света Рядом со святилищами запрещалось охотиться и даже срывать цветы. Для поклонения своим богам и ритуальных жертвоприношений ненцы с просторов Большеземельской тундры, с Урала, Ямала и с низовьев стремились попасть в «самоедскую Мекку». Каждый из них сооружал своего небольшого родового идола. Перед отъездом на святилище проводился обряд жертвоприношения, который извещал дух священного места о том, что к нему едут гости, и совершалось окуривание всех отъезжающих. При жертвоприношении проводили гадание. Перед отправкой на святилище требовалось обстричь ногти, побриться и тщательно умыться. С приездом на святилище люди останавливались на его восточной или южной стороне и вели упряжки вокруг культового места. Первым в святилище входил шаман, хранитель святилища или старший среди жертвователей. Затем разжигался костер из привезенных с собой дров.

Немаловажное значение имели обряды очищения людей от «скверны». Так, предназначенного в жертву оленя ставили головой на восток, надевали ему на шею петлю и душили c просьбой к духам о здоровье оленям, житейском счастье и т. п. Просьба к божеству, которому была предназначена жертва, сначала была безмолвной, потом проговаривалась вслух, а в конце ритуала громко выкрикивалась. Затем жертву разделывали и часть мяса сырым тут же съедали. Кровью жертвенного животного обмазывали губы деревянным идолам. Затем на врытых в землю кольях развешивали головы животных — мордой на восток.

Возле святилищ, кроме черепов и костей, найдено множество монет, вплоть до древнеримских, и многочисленные предметы пермского звериного стиля. В культурном слое святилищ острова Вайгач хранятся следы жертвоприношений, которые делались доненецкими народами. Остров Вайгач является уникальным объектом культурного и природного наследия.