Их уже ждут в Карнеги-холле

«Браво!» — кричали Дмитрию Маслееву на торжественной церемонии награждения лауреатов Конкурса имени П.И. Чайковского. 27-летний пианист из Улан-Удэ, выпускник Московской консерватории, публику покорил, и его победа воспринималась заслуженной.
А вот четвертая премия, которую вручили пианисту Люка Дебаргу, вызвала громкое недоумение. Французу прочили на конкурсе если не первое место, то хотя бы серебро. И профессиональные слушатели это подтвердили: Ассоциация музыкальных критиков наградила его дипломом, и Люка стал «альтернативным» победителем конкурса.
Впрочем, сам пианист отнесся к оценкам спокойно: «Любые награды, как мне кажется, не имеют отношения к звучанию твоего рояля. Я продолжу искать правду в музыке и открывать ее для публики, которая захочет меня услышать».
Вторую премию получили американец Джордж Ли и Лукас Генюшас, представлявший одновременно Россию и Литву, внук знаменитой пианистки Веры Горностаевой. Третья премия досталась россиянам Сергею Редькину и Даниилу Харитонову.
Разочаровала многих и третья премия, присужденная виолончелисту Александру Бузлову, — критики прочили ему Гран-при. Победа же обладателя золота Андрея Ионут Ионицы из Румынии стала настоящим сюрпризом. В том числе и для него самого: спускаясь со сцены, музыкант даже забыл сложить свой диплом, продолжая нести его раскрытым перед собой. Второе место досталось виолончелисту из России Александру Рамму, а четвертое — испанцу Пабло Феррандесу.
Уже второй конкурс Чайковского обходится без первой премии в номинации «Скрипка». Серебро присудили тайваньцу Юй-Чень Цзэню, третье место — скрипачке из Молдавии Александре Конуновой, а также россиянам Павлу Милюкову и Гайку Казазяну.
В отличие от скрипачей исполнители в номинации «Сольное пение» получили две первые премии: мужчины и женщины. Золотой медалью наградили меццо-сопрано из России Юлию Маточкину, имя которой с трудом давалось англоязычным ведущим и членам жюри, и баритона из Монголии Ганбаатара Ариунбаатара. Второе место досталось Светлане Москаленко (сопрано) и Чуаньюэ Ванну (тенор) из Китая.
Большая часть премий — у конкурсантов из России. Таким XV Международный конкурс имени П.И. Чайковского и войдет в историю.
Церемония награждения финалистов XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского

30.06.2015
Количество зрителей интернет-трансляций XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского приближается к семи миллионам. Его смотрят в 179 странах и 10 352 городах всех континентов. Доля российских зрителей составляет 31%, европейских — 21%, 26% из стран Северной и Южной Америки, Азии — 22%.
Поскольку конкурс Чайковского — событие мирового масштаба, то и освещается фестиваль максимально широко. Все выступления транслируются в режиме онлайн на сайте партнера конкурса — телеканала «Медичи-ТВ». Это одна из крупнейших телевизионных платформ, которая ведет прямые трансляции музыкальных событий мирового уровня и обладает внушительным каталогом концертов, опер и балетов. Теперь коллекция «Медичи-ТВ» пополнилась интернет-трансляциями конкурса Чайковского.
Тем временем один из главных мировых музыкальных конкурсов, приуроченный в этом году к 175-летию великого русского композитора, преодолел экватор. В Москве проходят прослушивания третьего тура пианистов и скрипачей, в Северной столице соревнуются в мастерстве виолончелисты и солисты.
Нововведение этого года — началу конкурса предшествовали «живые» предварительные прослушивания. Так что конкурсанты фактически преодолевают не три тура, а все пять. Новшество могло изматывающе повлиять даже на лучших конкурсантов: ставка делается на стабильность и выносливость. Пианист должен быть готов исполнять сегодня Моцарта, завтра Чайковского или Рахманинова, а послезавтра заменить кого-то, сыграв два концерта за день. Конкурс, по сути, трамплин для большой карьеры. Гастроли лауреатов рассчитаны на два концертных сезона в Европе, Азии, Америке. Выступления пройдут на лучших сценах России, Франции, Великобритании, Германии, Нидерландов, Финляндии, Италии, Португалии, США, Японии, Китая, Южной Кореи, Тайваня, ОАЭ и Бразилии.
«Мы много обсуждали будущие возможности для лауреатов конкурса Чайковского: в Карнеги-холле победителя ждут уже 24 октября, 26 и 28 октября запланированы концерты в Лондоне и Бирмингеме. Обязательно выступим с лауреатами на фестивале в Миккели и на фестивале Балтийского моря. Даты концертов в Пекине, Риме, Токио, Париже, Вене и Милане будут проанонсированы отдельно. Очень многие страны выразили готовность принимать победителей нашего конкурса. Это и есть самая главная награда для будущих победителей».
Сопредседатель оргкомитета конкурса, художественный руководитель — директор Мариинского театра Валерий Гергиев
Победителя выбирает не только жюри. Неофициальный приз — Премию критиков — вручат своему фавориту обозреватели московских СМИ, входящие в Ассоциацию музыкальных критиков. Как рассказала музыковед Юлия Бедерова, выбор экспертов может совпасть с мнением жюри. Но если мнения разойдутся, этот музыкант и станет альтернативным победителем конкурса Чайковского. Им может оказаться даже исполнитель, покинувший конкурс по решению жюри еще в первом туре.
Судьи по-прежнему невозмутимо хранят молчание о своих предпочтениях. А вот на кого ставят критики и кто в фаворитах у публики, уже ясно.

Люка Дебарг
Уже первое выступление 24-летнего конкурсанта произвело фурор. Его выход на сцену во втором туре сопровождался овацией.
Этот пианист сравнительно поздно сел за инструмент — в 11 лет. Профессиональным пианистом решил стать лишь в двадцатилетнем возрасте, оставив изучение литературы и искусства. Когда пришел играть на экзамене в консерватории Руэль-Мальмезона, в пригороде Парижа, его будущий преподаватель Рена Шерешевская, профессор Парижской высшей школы музыки им. Альфреда Корто, единственная поверила в уникальность Дебарга.
Годы учебы омрачила непростая семейная история: родители расстались, талантливый подросток был предоставлен сам себе. Трудностей добавляло и отсутствие собственного инструмента. В один момент Люка даже сказал: «Я устал, устал бегать в метро, давать частные уроки, искать по Парижу рояль, чтобы заниматься».
Смотреть выступление:Усилия не прошли даром. «В его игре множество особенностей, которые настолько поражают, что все остальное делается абсолютно несущественным», — поделился своим впечатлением директор школы имени Гнесиных Михаил Хохлов.
«Во Франции у меня немного друзей. Я рад такому теплому приему в России, — признался Люка. — На родине меня постоянно поправляли: не играй так громко. Здесь же я почувствовал полную свободу благодаря поддержке зрителей. Смог исполнить так, как вижу эту музыку». Концерт №1 для фортепиано с оркестром си-бемоль минор П.И. Чайковского в третьем туре конкурса звучал пять раз. Люка играл его особенно: когда делал паузу, казалось, зал не дышал.

Дмитрий Маслеев
Пианист-виртуоз из Улан-Удэ, выпускник Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, его называют «любимцем публики, романтиком-виртуозом с неординарными программами и неодномерными трактовками».
«Это живой и деликатный музыкант, он заворачивается в пышные складки виртуозного репертуара, как будто прячется, а не позирует. Что интригует публику заметно больше, чем яркая игра, поданная со сцены как выставочный образец, с которым приходится только смириться», — отмечает музыкальный обозреватель Юлия Бедерова.
Смотреть выступление:
«Выставочным образцом» критики признали исполненные Дмитрием во втором туре Сонату для фортепиано до мажор Й. Гайдна, Вариации на тему Корелли ре минор и транскрипцию С.В. Рахманинова «Скерцо» из музыки к пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь», которые поразили виртуозной легкостью.

Лукас Генюшас
«Я, конечно, болею за Лукаса. Он брат моей соведущей Лики Кремер. Я знаю его с самого детства», — поделился Владимир Молчанов. Ведущий снял цикл программ о тайнах закулисья Международного конкурса имени П.И. Чайковского.
Генюшас — пианист из музыкальной династии с вековой историей. Внук профессора Московской консерватории Веры Горностаевой во втором туре играл Концерт №20 для фортепиано с оркестром ре минор В.А. Моцарта: «Это был наш совместный выбор с моей бабушкой, с моим профессором, ныне уже покойной. Мы 1,5 года назад начали разговор о концерте Моцарта. И она хотела, чтобы я играл именно этот, она его сама играла».
Смотреть выступление:Программа Лукаса во всех трех турах была выверена и прекрасно исполнена. Он один из тех перспективных артистов, кого активно поддерживает и ведет по музыкальной жизни Московская филармония.
Стартом совместной работы с такими исполнителями зачастую становится программа «Филармонический дебют», представляющая юных артистов в Камерном зале, а также серии концертов «Молодые таланты» и «Звезды XXI века». Абонемент «Молодые таланты» не только дает возможность артистам-студентам выступить на ведущей академической сцене Москвы — в Концертном зале имени Чайковского, но и поработать в ансамбле с симфоническим оркестром. Например, в нынешнем сезоне во всех четырех концертах абонемента «Молодые таланты» в тандеме с молодежью выступает легендарный ГАСО имени Е.Ф. Светланова.

Даниил Харитонов
16-летний вундеркинд из Южно-Сахалинска стал самым молодым участником нынешнего конкурса Чайковского. Но у пианиста уже солидный послужной список: он играл с лучшими российскими оркестрами, в том числе симфоническим оркестром Мариинского театра, БСО им. Чайковского, Госоркестром Республики Татарстан, был победителем телевизионного конкурса «Щелкунчик».
Специалисты считают, что пианисту пока недостает опыта, а вот публику он сумел покорить «родниково чистой исполнительской интонацией».
Смотреть выступление:Вот так экспрессивно отреагировал на выступление Даниила Харитонова один из участников форума конкурса Чайковского после первого тура: «Нужно было дождаться выступления этого 16-летнего ребенка, чтобы услышать достойное исполнение «Аппассионаты», соответствующее и по стилю, и по духу!!! И, наконец, в Бахе услышать глубокий и «бархатный» звук на фоне всеобщего треска и выколачивания, а в виртуозных этюдах — музыку, представив их высокохудожественными произведениями, каковыми они, по сути, и являются! Запомните имя этого 16-летнего школьника!!! Сегодня мы были свидетелями рождения нового выдающегося Музыканта!!!!!»

Джордж Ли
19-летний американский пианист стал сенсацией конкурса, поразив аудиторию фортепианной техникой на грани человеческих возможностей. Исполненная музыкантом Соната №32 для фортепиано до минор Л. Бетховена стала настоящим художественным событием.
Пианист продемонстрировал великолепное владение инструментом, феноменальный полифонический слух, показал, что ему по силам с математической точностью выстроить музыкальную форму произведения. При этом его манера исполнения начисто лишена схоластики, порой присущей техническим виртуозам.
Смотреть выступление:«Сегодняшнее выступление в Большом зале консерватории
, — сказал пианист — незабываемый и драгоценный опыт для меня. Это потрясающий конкурс, и я очень надеюсь пробыть в нем дольше. Из исполненной музыки мне особенно близки Бетховен и Чайковский. В музыке Чайковского столько чувства, любви, благодати, и я очень старался донести сегодня до публики все, что я чувствую сердцем».
Во втором туре Ли на одном дыхании преодолел тяжелейший фортепианный марафон: Вариации на тему Корелли С.В. Рахманинова, Венгерская рапсодия №2 Ф. Листа и Вариации Ф. Шопена на тему дуэта Дон Жуана и Церлины.

Ким Пом Сори
25-летняя скрипачка, выпускница Сеульского национального университета, продолжает образование в Нью-Йорке.
Ее выступление во втором туре критики назвали кульминацией, а игру глубокой и темпераментной и удивились произошедшей метаморфозе. Ведь в первом туре Ким Пом Сори критиковали за «голую техничность» и «идеальную имитацию совершенной человеческой игры».
«Сколько чувств, размышлений, эмоций, очень вкусная игра, одно удовольствие было смотреть второй тур! Думаю, что еще увидим ее в финале», — отозвались поклонники на выступление скрипачки.
Смотреть выступление:Ким уже выступала в лучших залах Берлина, Вены, Хельсинки, Сеула и как опытный музыкант первую треть репетиции с оркестром проверяла акустику. Правильное место на сцене ей помог выбрать дирижер симфонического оркестра Московской филармонии Юрий Симонов.
«Я слышала, что акустика в этом зале очень хорошая, и это действительно оказалось так, — отметила Ким Пом Сори. — Интерпретация концертов Чайковского и Брамса у вашего оркестра восхитительная. Я открыла для себя новые моменты».

Гайк Казазян
Конкурс Чайковского для этого скрипача второй по счету. В 2002 году музыкант взял четвертую премию. Тогда же он стал солистом Московской филармонии, с 2008-го преподает в Московской консерватории. В 2010 году вышел его сольный альбом «Оперные фантазии».
Для второго тура скрипач выбрал Концерт Моцарта №3 для скрипки с оркестром соль мажор.
«Моцарт для меня — это в первую очередь свет и солнце. Эта музыка настолько наполняет твое существо, когда ее исполняешь»! — признался музыкант, добавив, что старался передать публике свое хорошее настроение — зал аплодировал стоя.
Смотреть выступление:Дойти до третьего тура Гайк Казазян не надеялся: «Какая-то ступенька, которую я перешагнул. И поднялся на следующую — в своей карьере, в своем развитии».
С каждым туром конкурс усложняется: в финале участники должны играть по два грандиозных концерта подряд, что под силу немногим. Поэтому среди судей даже появилось определение: скрипачи первого тура, второго и третьего тура, требующего особой выносливости.

Александр Бузлов
Виолончелист «своим «сухим» звуком просто «порвал» зал. Овации и крики «Браво!» вынудили организаторов объявить перерыв, дабы поутихли страсти», — прокомментировал игру музыканта один из участников соцсети.
Преподаватель Московской консерватории в конкурсе Чайковского участвует в третий раз. В 2002 году выбыл после второго тура, в 2007-м стал серебряным призером, в 2015-м — вновь в финале.
«Я очень рад, что мне удастся сыграть концерт Дворжака и вариации на тему рококо. Эти произведения я очень люблю и с нетерпением ждал свое выступление», — поделился виолончелист.
Исполнение Бузловым Сонаты для виолончели и фортепиано до мажор, соч. 65 Бриттена покорило публику и жюри продуманностью трактовки. Согласно условиям конкурса, участники второго тура играют один из виолончельных концертов Й. Гайдна с камерным оркестром. Это один из самых коварных этапов, требующих от музыкантов максимальной сосредоточенности.
Смотреть выступление:Во-первых, в исполнении этих концертов есть несколько сложностей: фактура Гайдна предельно конкретна, здесь трудно спрятать недостатки технической подготовки за эмоциями. Гайдн предполагает безупречное, почти филигранное владение инструментом. К тому же конкурсантам приходится выступать с оркестром, а времени для репетиций мало… Александр Бузлов блестяще справился с поставленной задачей, практически безупречно сыграв с Камерным оркестром Мариинского театра под управлением Алексея Богорада до-мажорный концерт, Hob. VII №2.

Пабло Феррандес
24-летний виолончелист из Испании учился в Высшей школе музыки королевы Софии.
В Мадриде Феррандес прошел русскую школу: «Профессор Наталья Шаховская учила меня семь лет. Я ей очень признателен. Это огромное вдохновение. Надеюсь, в моей игре есть немного русской души».
Он играет на великолепной виолончели Страдивари 1696 года. Не секрет, что некоторые участники покидали конкурс именно из-за того, что инструмент звучал не на должном уровне.
Смотреть выступление:
«Многие краски в моей музыке — заслуга инструмента, — признается Феррандес. — Я представлял этот момент много раз. И вот наконец это свершилось. Я в финале конкурса Чайковского».

Светлана Москаленко
Выступление выпускницы Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова
критики назвали самым заметным среди сольных выступлений, отметив идеально выстроенную драматургию, феноменальную артикуляцию, внимание к слову и музыкальность.
В 2014 году Москаленко завоевала третью премию и приз «За лучшее исполнение арии из русского репертуара» на V Международном конкурсе оперных артистов Галины Вишневской в Москве и вторую премию на Международном конкурсе Le Grand Prix de L’Opera в Бухаресте.
Смотреть выступление:В Михайловском театре
ее можно услышать в партиях Сюзанны («Свадьба Фигаро»), Царицы ночи («Волшебная флейта»), Оскара («Бал-маскарад»), Марфы («Царская невеста») и др. С концертами гастролировала в Китае и Японии.
Обладательницу колоратурного сопрано в финал выбрало жюри, в которое вошли 11 известных оперных певцов и менеджеров. Среди них и правнучка композитора Рихарда Вагнера Ева Вагнер-Паскье.
В финале Светлана Москаленко исполнит арию Шемаханской царицы из оперы «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова и куплеты Олимпии из оперы «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха.

Ариунбаатар Ганбаатар
«Интеллект и харизма этого артиста читаются с первой ноты», — отметило жюри III Международного конкурса вокалистов им. Муслима Магомаева в Москве в 2014 году, вручая Ганбаатару первую награду.
В 2011 году певец одержал победу на XXIV Международном конкурсе вокалистов им. М.И. Глинки в Москве, получив также приз «Лучший баритон конкурса» и специальный приз им. Павла Лисициана. В 2012 году стал обладателем премии «Лучший певец Монголии».
Смотреть выступление:С 2014 года Ганбаатар — солист Бурятского государственного академического театра оперы и балета в Улан-Удэ.
На конкурсе Чайковского баритон не оставил сомнений, что рожден для большой оперной сцены, исполнив во втором туре Пролог Тонио из оперы «Паяцы» Леонкавалло. Критики также назвали удачным его решение удивить жюри не только классическим репертуаром, но и исполнением на родном языке народной песни «Хулсан ташуур» и современной арии Лодон из оперы «Слезы Лами» Х. Билэгжаргала.

15.06.2015
Церемония открытия XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского в Большом зале Консерватории

15.05.2015
Руководитель Мариинского театра
, главный дирижер Лондонского симфонического оркестра, десятка международных музыкальных фестивалей Валерий Гергиев будет внимательно следить за выступлениями участников и поможет достойным получить заслуженную известность. Об этом сопредседатель оргкомитета XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского рассказал, находясь в британской столице, где вместе с Лондонским симфоническим оркестром устроил open-air на Трафальгарской площади, а затем отправился в тур по Европе.
«Конечно, то, что я могу сделать для конкурса, скромно по сравнению с вкладом Дмитрия Шостаковича, который был первым его председателем, — пошутил маэстро. — Однако я смогу сделать так, чтобы победитель имел возможность выступить перед аудиторией на трех-четырех континентах и показать, на что он способен. Вместе с моими друзьями мы значительное время уделим и тому, чтобы помочь не только победителям конкурса имени Чайковского, но и тем музыкантам, которые, возможно, не завоюют золотые медали, но продемонстрируют явный и выдающийся талант».

04.03.2015
Больше всего заявок из России, Южной Кореи, Китая, Японии и США. Присланные соискателями видеозаписи оценит жюри.
Лучшие будут приглашены на предварительное прослушивание. Этой процедуры избегут лауреаты первых премий крупнейших международных конкурсов и Всероссийского музыкального конкурса — они автоматически допускаются к участию в престижном международном конкурсе.

24.02.2015
Впервые будут проведены два детских конкурса. В первом ученики музыкальных школ будут состязаться по основным номинациям смотра «взрослого», во втором — рисунков и сочинений на тему творчества композитора — примут участие обычные школьники. Лучшие рисунки будут показаны на выставочных площадках конкурса, лучшие сочинения планируется размещать на сайте.
Традиционно в Москве пройдут туры в номинациях «Фортепиано» и «Скрипка», в Петербурге — «Виолончель» и «Сольное пение». Будут и предварительные прослушивания. «Мы постоянно думаем о том, чтобы не потерять на предварительных прослушиваниях самых ярких», — признался сопредседатель организационного комитета конкурса Валерий Гергиев.

Во время конкурса с музыкантами выступят ведущие российские оркестры: Симфонический оркестр Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева, Российский национальный оркестр под руководством Михаила Плетнева, Заслуженный коллектив России под руководством Юрия Темирканова, Госоркестр им. Е.И. Светланова под руководством Владимира Юровского, Академический симфонический оркестр Московской филармонии под руководством Юрия Симонова, Камерный оркестр Musica Viva под руководством Александра Рудина.
Жюри
В состав жюри конкурса, который по традиции проходит раз в четыре года, войдут более 30 ведущих музыкантов всего мира, кроме того, в состав жюри вошли руководители крупных фестивалей. Причем в каждой номинации — «Фортепиано», «Скрипка», «Виолончель» и «Сольное пение» — отбирать лучших будет свое жюри.
Лауреатов среди пианистов будут выбирать российские пианисты и педагоги Борис Березовский, Сергей Доренский, Дмитрий Башкиров, Владимир Овчинников, народный артист России Денис Мацуев, профессор Парижской национальной консерватории Мишель Берофф. Приглашены также британские пианисты Барри Дуглас и Питер Донохоу, американский музыкант Александр Торадзе, а также один из известнейших пианистов Менахем Пресслер.
Скрипачей на конкурсе будут оценивать народные артисты СССР Юрий Башмет, Виктор Третьяков, Максим Федотов и Вадим Репин (Россия), Максим Венгеров (Израиль), Леонидас Кавакос (Греция). Членами жюри также станут художественный руководитель музыкального фестиваля в швейцарском Вербье Мартин Энгстрём, глава Люцернского фестиваля Михаэль Хефлигер, а также исполнители Борис Кушнир (Австрия), Роман Симович (Сербия), Джеймс Энес (Канада), Сальваторе Аккардо (Италия) и Лиана Исакадзе (Грузия).
В числе членов жюри номинации «Виолончель» — Линн Харрелл (США), Мен Хва Чон (Корея), Миша Майский (Израиль), Давид Герингас (Литва), Цзянь Ван (Китай). Кроме того, в жюри вошли Александр Князев, руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки Сергей Ролдугин, золотой медалист конкурса имени Чайковского 1986 года Марио Брунелло (Италия), а также художественный руководитель нью-йоркского концертного зала Карнеги-холл Клайв Гиллинсон.
Наконец, лауреатов среди вокалистов определят российская оперная певица Ольга Бородина, художественный руководитель Академии молодых певцов Мариинского театра Лариса Гергиева, бас-баритон Томас Квастхоф (Германия), сопрано Юлия Варади (Венгрия), бас Самюэль Рэми (США), а также мастера по работе с вокалистами из нью-йоркской Метрополитен-опера Джон Фишер и Сара Биллигхерст.
Особенностью нынешнего конкурса станет ввод новых правил и процедуры открытого судейства. Студенты членов жюри не допускаются к участию в конкурсе. После I тура каждый член жюри в произвольном порядке должен назвать 12 имен конкурсантов, которых он/она хочет видеть во II туре. Затем члены жюри объяснят причины своего решения конкурсантам, не прошедшим в следующий тур.
Изменились и правила отбора конкурсантов: на два года повышен возрастной ценз для инструменталистов — с 30 до 32 лет. Впервые отбор будет происходить по итогам живого прослушивания, которое стартует в начале июня, за неделю до самого смотра.
Заявки поступили из 30 стран мира: России, Китая, Японии, Южной Кореи, США, Италии, Германии, Австрии, Испании, Канады, Украины, Белоруссии, Турции и других. Прием продолжается до 1 марта 2015 года.
Ожидается, что в юбилейном смотре примут участие около 600 музыкантов и исполнителей.
Премии
Золотые медалисты, обладатели первой премии, получат по 30 тыс. долларов, кроме того, один из победителей может еще претендовать на Гран-при в размере 100 тыс. долларов. Таким образом, премия в 130 тыс. долларов станет самой большой музыкальной премией в мире. Вторая премия и серебряная медаль принесет ее обладателям 20 тыс. долларов, за третью премию дадут награду 10 тыс. долларов, за четвертую — 5 тыс. долларов, за пятую — 3 тыс. долларов и за шестую — 2 тыс. долларов.
Всего будет вручено по шесть премий пианистам, скрипачам и виолончелистам и по четыре премии певцам и певицам. Одним из новшеств конкурса последних нескольких лет стало то, что конкурс начал помогать своим лауреатам организовывать ангажементы с крупнейшими мировыми компаниями: Московской филармонией (Россия), Intermusica (Европа, Азия) и Opus 3 Artists (США). По словам В. Гергиева, и в этот раз организаторы конкурса обеспечат выступления победителей конкурса не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других городах России, а также в Европе и США. С этой целью в члены жюри приглашены директора крупнейших международных фестивалей классической музыки.
История конкурса
Международный конкурс имени П.И. Чайковского уже более 50 лет является одним из важнейших событий мира классической музыки. Первый конкурс по двум специальностям — «Фортепиано» и «Скрипка» — состоялся в 1958 году. Тогда в столицу Советского Союза съехались пианисты и скрипачи из 22 стран (61 исполнитель). Пианист Ван Клиберн, который играл «Сонату» Моцарта, «Фантазию» Шопена, «Вариации» П.И. Чайковского и Шестую симфонию С.С. Прокофьева, получил первую премию (25 тыс. рублей) и золотую медаль Международного конкурса имени П.И. Чайковского. Две вторые премии (по 20 тыс. рублей) и серебряные медали вручили советскому пианисту Л. Власенко и китайскому музыканту Лю Шикуню. Первую премию среди скрипачей получил советский скрипач В. Климов, исполнявший «Сказки» С.И. Танеева, «Размышления» П.И. Чайковского, «Шестую сонату» Э. Изаи и «Каприсы» Н. Паганини. Вторая премия была вручена молодому советскому скрипачу В. Пикайзену, который начал выступать с 13 лет. Третья награда досталась румынскому скрипачу Ш. Рухе.
С тех пор конкурс проходит раз в четыре года. Конкурсный шаг — четыре года — нарушили лишь однажды. В 2006 году ХIII конкурс отсрочили на год, на что было сразу две причины: реставрация Большого зала Московской консерватории и чемпионат мира по футболу.
Конкурс имени П.И. Чайковского проводится в три тура. В 1962 году к ним была добавлена специальность «Виолончель». Категория «Сольное пение» (с отдельными премиями в номинациях «Мужской вокал» и «Женский вокал») появилась на третьем конкурсе в 1966 году. В 2011 году конкурс впервые прошел в двух городах — Москве и Санкт-Петербурге.
Конкурс неразрывно связан с Московской консерваторией, здесь проходили прослушивания участников, заключительный концерт и награждение лауреатов.
В программах конкурсантов широко представлены произведения русской и западноевропейской классической музыки, а также сочинения советских и современных зарубежных композиторов. В этом году конкурс проходит в рамках празднования 175-летия со дня рождения П.И. Чайковского.
Главная цель конкурса — открыть новые имена, конкурс принес мировую известность многим музыкантам. Среди них пианисты Владимир Ашкенази, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнев, Григорий Соколов, Борис Березовский, Денис Мацуев, скрипачи Гидон Кремер, Виктория Муллова, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, виолончелисты Марио Брунелло, Давид Герингас, Наталия Гутман, Антонио Менезес, вокалисты Владимир Атлантов, Елена Образцова, Евгений Нестеренко, Паата Бурчуладзе, Дебора Войт.

1. Международный конкурс имени П.И. Чайковского уже более полувека самый масштабный в мире классической музыки. Проводится сразу в четырех номинациях.
2. В этом году конкурс дважды юбилейный: ХV по счету и проводится в год 175-летия Петра Ильича Чайковского. За победу будут бороться около 600 музыкантов из 29 стран мира.
3. 1958 год. Проведен первый конкурс в двух номинациях: «Фортепиано» и «Скрипка». В 60-х добавились «Виолончель» и «Сольное пение». Конкурс вокала отдельный для исполнителей-мужчин и женщин.
4. В рамках ХV конкурса впервые будут проведены два детских конкурса. В первом ученики музыкальных школ будут состязаться по основным номинациям смотра взрослого, во втором — рисунков и сочинений на тему творчества композитора — примут участие обычные школьники.
5. Первый лауреат — Ван Клиберн. «Я до конца жизни люблю Россию. Она дала мне очень много: она дала мне имя», — вспоминает музыкант. В 1958 году американский пианист — единственный из участников, кому С. Рихтер поставил 25. Всем остальным ноли, которые едва уговорили исправить на тройки.
6. Главный приз не только признание. Победа на конкурсе Чайковского «самая дорогая» в мире. В 2015 году размер Гран-при увеличится до 100 тыс. долларов. Эта сумма прибавляется к 30 тыс. долларов за первую премию, в итоге победитель получит 130 тыс. долларов.
Такой первый приз за классику нельзя получить больше нигде. Старт был в 25 тыс. рублей, денежный эквивалент победы в 1958 году.
7. Конкурсный шаг — 4 года — нарушили лишь однажды. В 2006 году ХIII конкурс отсрочили на год. Причин было сразу две: реставрация Большого зала Московской консерватории и чемпионат мира по футболу.
8. «Мост» из классической музыки меж двух столиц. Москва и Петербург впервые поделили номинации в 2011 году. Музыкальные произведения по специальностям «Фортепиано» и «Скрипка» звучат в Первопрестольной. Виолончелистов и вокалистов принимает Северная столица.
9. Живой отбор. Новый принцип отбора претендентов. Никаких записей, прослушивание за неделю до самого смотра. Исключение для победителей других международных конкурсов. Лауреаты могут участвовать без предварительного просмотра.
10. ХV конкурс станет более открытым благодаря моментальной оценке судей. Члены жюри — 42 именитых музыканта из 16 стран мира — просто выскажут участникам свой вердикт. Да или нет. Никаких баллов.
На время конкурса лучшие залы Москвы и Санкт-Петербурга отдадут молодым музыкантам. Сопровождать их выступления будут ведущие оркестры страны. Победители отправятся на гастроли в Китай, Японию и Корею. Покорять музыкальный мир.

Документальный цикл (Россия, 2015)
Рассказ об истории Международного конкурса имени П.И. Чайковского, о музыкантах, принимавших в нем участие в разные годы, а также о музыкальных произведениях, которые стали символами конкурса.
Ведущий Владимир Молчанов раскроет некоторые тайны закулисья и расскажет о судьбах многих лауреатов разных лет. На протяжении четырех серий телезрители смогут вспомнить яркие страницы конкурса, уже ставшие историей; понаблюдать за развитием музыкальных событий разных лет, радостными и трагическими мгновениями, взлетами и падениями, случайностями и совпадениями, курьезами и приметами.
«Символы и сюрпризы»
О Первом фортепианном концерте Петра Ильича Чайковского. О счастливых и несчастливых номерах на жеребьевке и конкурсных приметах
«Взлеты и падения»
Судьбы участников Конкурса имени Чайковского на наших глазах превращались в драмы и детективы. Загадка пианиста Алексея Султанова, полемика дирижера Марка Горенштейна и виолончелиста Нарека Ахназаряна, исчезновение скрипачки Анастасии Чеботаревой, история Андрея Коробейникова, который в 2015 году попытается взять реванш за прошлую неудачу.
«Судьбы и судьи»
Как Виктория Муллова бросила в гостинице скрипку Страдивари из государственной коллекции? Что говорил о публике пианист Владимир Крайнев и какие события сопровождали его во время подготовки к конкурсу? Почему скрипач Владимир Спиваков не любит вспоминать о своем участии в конкурсе? Как поделили первую премию Тамара Синявская и Елена Образцова? И о чем думают члены жюри, оказываясь в ситуации трудного выбора.
«Что такое победа»
Сам конкурс — это уже история. Что поменялось в отношении к нему? Как изменились критерии отбора участников и исполняемые программы? Как справиться с сильным волнением и чем могут помочь родители своему ребенку во время серьезного музыкального марафона?
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна