Войти Версия для слабовидящих
Выбор дат Очистить фильтр

«Пиковая дама»: игра в безумие

Впервые в опере не трагический финал либретто Модеста Чайковского с гибелью Лизы и Германа, а пушкинский – с безумием главного героя.
Долгожданная премьера – «Пиковая дама» Льва Додина на исторической сцене Большого театра – итог амстердамской, флорентийской и парижской редакций. Режиссер ставил ее трижды: в 1998 году в Нидерландской опере в Амстердаме (De Nederlandse Opera), затем этой постановкой открылся «Флорентийский музыкальный май», а осенью 1999 года ее показала Парижская национальная опера (Opéra national de Paris), включившая спектакль в репертуар.

Великолепную оперу, написанную Петром Чайковским в поразительно короткий срок – за 44 дня, Льву Додину предлагали поставить в России неоднократно. И лишь недавно он согласился на предложение гендиректора Большого театра Владимира Урина. «Во-первых, потому что чувствую, как обновляется Большой театр, а во-вторых, и это главное, хочется поделиться с родным зрителем тем, что пытался создать», – отмечает Лев Додин.

Соавтором режиссера в «Пиковой даме» выступил знаменитый дирижер, оперный специалист Михаил Юровский. В первый раз увидел «Пиковую даму» на главной сцене страны в 50-х. Сам участвовал в постановке в качестве главного дирижера в 1976 году.

Особое отношение к «Пиковой даме» и у Владимира Галузина, всемирно известного исполнителя партии Германа. Солист первым спел ее в европейских постановках Льва Додина. «Мне интересен Герман, – говорит тенор, – я могу его петь до бесконечности, и каждый раз у меня прибавляется опыт, каждый раз я понимаю, что моя роль вырастает и психологически, и мизансценически, и пластически». Во втором составе главную партию поет солист Большого театра Олег Долгов.

Фрагмент интервью Льва Додина журналу «Русская мысль» (Франция)
– Какова драматургическая и сценическая концепция вашего спектакля?
– Все довольно сложно переплетено. Процесс работы – это всегда процесс познания, углубления, изменения ощущений. Но, может быть, самое главное для меня и нас – ощущение всей этой истории как истории болезни, болезни человеческой и болезни человечества. Недаром у Пушкина в финале сумасшедший Герман оказывается в Обуховской больнице.
Мы пытаемся рассматривать это произведение именно как историю болезни – не столько клинической, сколько психологической, точнее метафизической, потому что страсть, разрывающая человека, – это страсть выиграть жизнь в один момент, одним ударом. Но это иллюзия, которая преследует всех нас и которой, мне кажется, подвержен весь мир. Никто не хочет процесса, все хотят результата. А это, к сожалению, почти всегда ведет к самоуничтожению, потому что выиграть жизнь нельзя. Ее можно только проиграть или прожить так, как тебе суждено или удастся, то есть это довольно тяжелый и трагический процесс. Когда мы от него отказываемся, возникает болезнь. В эту болезнь, мне кажется, вовлечен не только Герман – вовлечены все действующие лица, его науськивающие, а сами пораженные той же болезнью. Та же графиня поражена отраженным светом страсти, как Лиза, которая испытывает страсть к Герману именно потому, что он способен на страсть – в отличие от Елецкого, который способен только на благородство. В этом тоже болезнь и вечная трагедия такого рода выбора. И это мне интересно.
– Менее всего мне интересна вся декоративная сторона истории – мифический XVIII век, который не имеет никакого отношения к повести Пушкина и тем более к опере, мифологический дивертисмент, предложенный когда-то директором императорских театров и на который Чайковский послушно написал гениальную музыку. Мне хотелось предоставить возможность услышать музыку, а не посмотреть дивертисмент. Мне кажется, что это одно из самых трагических произведений Чайковского. Недаром в нем слышится тема Шестой симфонии и завершающий трагический аккорд. Это, пожалуй, главное.

Фрагмент интервью Льва Додина журналу «Огонек» (Россия)
– Вы не первый раз ставите «Пиковую даму». Почему вы к ней возвращаетесь?
– Наверное, это судьба. Но в данном случае судьба явилась в обличье Владимира Георгиевича Урина, генерального директора Большого театра, моего давнего друга. А поскольку судьба многолика, другим ее лицом стал замечательный артист и певец Владимир Галузин. Именно он был героем всех редакций нашей «Пиковой», и мне очень хотелось, чтобы его – нашего – Германа увидел и услышал отечественный зритель. И главное, разумеется, сама история «Пиковой дамы», история безумия – вечная история. Она не стареет, как не стареет великая повесть Пушкина и великая музыка Чайковского.

– Почему эта история волнует вас? – Если на этот вопрос можно ответить одной фразой, тогда режиссеру незачем ставить спектакль, а зрителю его незачем смотреть. Я думаю об этой истории снова и снова: как одно подменяется другим, как стремление к чему-то очень светлому порождает потребность в средствах, которые ставят под сомнение саму цель. А потом незаметно подменяют эту цель. И человек забывает, ради чего все начиналось. А начинается с любви. А чтобы этой любви достичь, надо разбогатеть. А чтобы разбогатеть, надо играть. А чтобы играть, надо знать. А чтобы узнать, надо немножко...
– Убить?
– Настолько, насколько убить можно «немножко». Ты вообще забываешь про любовь, потому что выиграть – это «вроде как круто», а проиграть – «вроде как не клево». Любовь тут оказывается совсем ни при чем.

Прямые трансляции вечеров Третьяковской галереи на «Культура.РФ»

Третьяковская галерея — Марина Цветаева и Борис Пастернак: диалог в стихах и письмах

Легенда ХХ века - Анна Ахматова

Вспоминаем лиричное стихотворение номинантки на Нобелевскую премию

​Предводитель дворянства из простой семьи

Комедийные роли Сергея Филиппова

День памяти и скорби

22 июня началась Великая Отечественная война

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Все самые интересные события Петербурга — в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Главные выставки, посвященные переломному этапу.

Подробнее

Зрители увидят самые интересные постановки.

Подробнее

Покажут сцены из «Лебединого озера», «Щелкунчика» и «Дон Кихота».

Подробнее

Мультимедийная экспозиция работает в Министерстве культуры России.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть