В усадьбе Измайлово проходит выставка «Изучать. Творить. Создавать»
До 30 марта 2025 года в усадьбе Измайлово проходит выставка «Изучать. Творить. Создавать», посвященная строгановской школе керамики. Работы художников-керамистов разных поколений позволяют проследить эволюцию этого искусства и оценить влияние Строгановки на массовое производство керамических изделий.
Строгановская школа была известна своими творческими экспериментами. В начале ХХ века она стала одним из центров развития модного русского стиля, а позже именно здесь создавали смелые проекты конструктивисты. Отличительными чертами строгановской керамической школы стали революционность и смелость в сочетании со знанием народной традиции.
Экспозиция объединила около 300 экспонатов из собраний научно-методического фонда кафедры «Художественная керамика» РГХПУ им. С.Г. Строганова, музея-заповедника «Коломенское», Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», Государственного дворцово-паркового музея-заповедника «Останкино и Кусково», Государственного биологического музея им. К.А. Тимирязева и частных коллекций.
Представленные предметы помогают проследить трансформацию формообразования в области керамики. От черепков XV века, которые собираются в сосуд, до фарфорового сервиза и интерьерной вазы, от керамического пласта до пространственной композиции и скульптуры.
Посетители выставки увидят работы Алексея Сотникова, Павла Кожина, Александра Белашова, Марии Шаховской, Валерия Малолеткова, Анны Удальцовой, Франсиско Инфанте-Араны, Давида Ципировича и других авторов. А также узнают, как связаны между собой Палеонтологический музей и Метрострой, какое они имеют отношение к керамике и какая связь между гжелью и динозаврами.
![Рельефное полихромное панно. Москва, Институт силикатов. 1920-е. Глина светлая, цветные глазури; формовка, роспись, обжиг. Музей-заповедник «Коломенское», Москва](https://cdn.culture.ru/images/63bae384-91c9-5dbf-9d8e-f2bf3288d1dd/t_average/11-jpg.png)
![Рельефное панно-вставка. Москва, 1927. Музей-заповедник «Коломенское», Москва](https://cdn.culture.ru/images/a640f305-259a-5e02-af12-501b76145d81/t_average/relefnoe-panno-vstavka-moskva-1927-iz-sobraniya-muzeya-zapovednika-kolomenskoe-jpg.png)
![Давид Ципирович. Плитка гладкая расписная. Москва, 1927. Музей-заповедник «Коломенское», Москва](https://cdn.culture.ru/images/56f9cfe4-4da6-52f1-b439-e4051163bcf2/t_average/d-m-cipirovich-plitka-gladkaya-raspisnaya-moskva-1927-iz-sobraniya-muzeya-zapovednika-kolomenskoe-jpg.png)
Так, в экспозиции представлено рельефное панно, созданное в 1920-х годах в Государственном экспериментальном институте силикатов, которое ярко отражает приемы политтехнологии того периода. Красный всадник олицетворяет силы добра, а белый — противоборствующего ему зла, однако за этими образами скрывается иной подтекст: красный всадник копирует образ Георгия Победоносца, пронзающего копьем змия.
![Модель надписи «Таганская». Керамико-плиточный завод им. Булганина. Москва, конец 1940-х. Музей-заповедник «Коломенское», Москва](https://cdn.culture.ru/images/1549c897-cb89-5319-9790-18f0daf96d80/t_average/model-nadpisi-taganskaya-keramiko-plitochnyi-zavod-im-bulganina-moskva-konec-1940-kh-iz-sobraniya-muzeya-zapovednika-kolomenskoe-_result-jpg.png)
![Алексей Сотников. Скульптура «Ягненок». Дулевский фарфоровый завод им. газеты «Правда», Московская область. 1937. ГМЗ «Останкино и Кусково» (Коллекция Кусково), Москва](https://cdn.culture.ru/images/bf212fc2-a3aa-5f1d-8aeb-6dea287ec009/t_average/05_2-3x_result-jpg.png)
![Кумган. Москва, Строгановское училище технического рисования. 1881–1900. Музей-заповедник «Коломенское», Москва](https://cdn.culture.ru/images/7b51c63d-78c3-5c6c-8430-33764c7e64d7/t_average/kumgan-moskva-stroganovskoe-uchilishe-tekhnicheskogo-risovaniya-1881-1900-iz-sobraniya-muzeya-zapovednika-kolomenskoe-jpg.png)
Еще гости выставки увидят скульптуру «Ягненок» Алексея Сотникова. Эта работа завоевала золотую медаль на Всемирной выставке в Париже 1937 года, чему способствовало забавное происшествие: маленький мальчик подбежал к скульптуре, схватил ее и начал обнимать. Ягненка у малыша удалось забрать не сразу, и этот случай даже привлек внимание прессы.
А раздел выставки «Мастерской керамиста» посвящен секретам изготовления керамических изделий. Тактильные модели и образцы помогут посетителям понять особенности техник исполнения предметов из керамики.
Фотографии предоставлены организаторами
Смотрите также