В усадьбе Измайлово проходит выставка «Изучать. Творить. Создавать»

До 30 марта 2025 года в усадьбе Измайлово
проходит выставка «Изучать. Творить. Создавать»
, посвященная строгановской школе керамики. Работы художников-керамистов разных поколений позволяют проследить эволюцию этого искусства и оценить влияние Строгановки на массовое производство керамических изделий.
Строгановская школа была известна своими творческими экспериментами. В начале ХХ века она стала одним из центров развития модного русского стиля
, а позже именно здесь создавали смелые проекты конструктивисты. Отличительными чертами строгановской керамической школы стали революционность и смелость в сочетании со знанием народной традиции.
Экспозиция объединила около 300 экспонатов из собраний научно-методического фонда кафедры «Художественная керамика» РГХПУ им. С.Г. Строганова, музея-заповедника «Коломенское»
, Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО»
, Государственного дворцово-паркового музея-заповедника «Останкино и Кусково»
, Государственного биологического музея им. К.А. Тимирязева
и частных коллекций.
Представленные предметы помогают проследить трансформацию формообразования в области керамики. От черепков XV века, которые собираются в сосуд, до фарфорового сервиза и интерьерной вазы, от керамического пласта до пространственной композиции и скульптуры.
Посетители выставки увидят работы Алексея Сотникова, Павла Кожина, Александра Белашова, Марии Шаховской, Валерия Малолеткова, Анны Удальцовой, Франсиско Инфанте-Араны, Давида Ципировича и других авторов. А также узнают, как связаны между собой Палеонтологический музей
и Метрострой, какое они имеют отношение к керамике и какая связь между гжелью и динозаврами.
Рельефное полихромное панно. Москва, Институт силикатов. 1920-е. Глина светлая, цветные глазури; формовка, роспись, обжиг. Музей-заповедник «Коломенское», Москва
Рельефное панно-вставка. Москва, 1927. Музей-заповедник «Коломенское», Москва
Давид Ципирович. Плитка гладкая расписная. Москва, 1927. Музей-заповедник «Коломенское», Москва
Так, в экспозиции представлено рельефное панно, созданное в 1920-х годах в Государственном экспериментальном институте силикатов, которое ярко отражает приемы политтехнологии того периода. Красный всадник олицетворяет силы добра, а белый — противоборствующего ему зла, однако за этими образами скрывается иной подтекст: красный всадник копирует образ Георгия Победоносца
, пронзающего копьем змия.
Модель надписи «Таганская». Керамико-плиточный завод им. Булганина. Москва, конец 1940-х. Музей-заповедник «Коломенское», Москва
Алексей Сотников. Скульптура «Ягненок». Дулевский фарфоровый завод им. газеты «Правда», Московская область. 1937. ГМЗ «Останкино и Кусково» (Коллекция Кусково), Москва
Кумган. Москва, Строгановское училище технического рисования. 1881–1900. Музей-заповедник «Коломенское», Москва
Еще гости выставки увидят скульптуру «Ягненок» Алексея Сотникова. Эта работа завоевала золотую медаль на Всемирной выставке в Париже 1937 года, чему способствовало забавное происшествие: маленький мальчик подбежал к скульптуре, схватил ее и начал обнимать. Ягненка у малыша удалось забрать не сразу, и этот случай даже привлек внимание прессы.
А раздел выставки «Мастерской керамиста» посвящен секретам изготовления керамических изделий. Тактильные модели и образцы помогут посетителям понять особенности техник исполнения предметов из керамики.

Фотографии предоставлены организаторами
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна