Новости

«Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»: редкие экспонаты в Еврейском музее

До 16 июля в Еврейском музее и центре толерантности проходит экспозиция «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Масштабный проект посвящен культуре бухарских евреев как феномену особой еврейской идентичности в контексте культур Центральной Азии. Специалисты Еврейского музея рассказали порталу «Культура.РФ», какие редкие экспонаты удивят посетителей выставки.

Экспонат выставки «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Еврейский музей и центр толерантности, Москва

Экспозиция состоит из нескольких разделов: «Дом и традиционная бытовая культура», «Религиозные обычаи», «Жизненный цикл», «Традиционные занятия и ремесла, музыка, танец, театр», «Традиционная одежда». На выставке представлено около 200 экспонатов: бытовые и ритуальные предметы, ремесленные изделия, произведения декоративно-прикладного искусства, подлинные документы и фотографии и многое другое.

Так, посетители музея увидят элементы интерьера еврейских домов, в частности яркий потолок. Традиционно гладкие потолки украшали деревянными накладками, расписывали многоцветными геометрическими узорами, цветочными букетами, надписями на иврите и еврейской символикой, а затем укрепляли на потолочных балках.

Также гости выставки узнают, какие обереги создавали бухарские евреи. Например, увидят чор де вола — специальный амулет для дома, название которого дословно переводится как «четыре стены». На нем изображали магендавид и писали имена ангелов. Такие амулеты вешали на все стены в доме: считалось, что они оберегают жилище от нечистой силы с четырех сторон.

Многие еврейские амулеты предназначались для защиты новорожденных от демоницы Лилит. Согласно поверьям, дети были практически беззащитны перед магическими силами, и потому ребенка от рождения до обрезания или имянаречения следовало охранять. Детские амулеты, как правило, украшали растительными орнаментами, наносили на них изображение магендавида.

Важное место в экспозиции отведено традиционной одежде бухарских евреев и образцам ткачества и золотого шитья. Так, на выставке представлен головной убор тупи тос: это золотошвейная тюбетейка, расшитая в технике замин дузи — сплошной вышивкой золотой нитью. Поверх тупи тос бухарские еврейки носили в праздничные дни сетчатый треугольный платок румоли пулакчи белого цвета, декорированный золотистыми пайетками. Впервые девушка надевала его во время бракосочетания под свадебным балдахином хупой.

Хупа, также представленная на выставке, вышита в традиционной для Центральной Азии технике сюзане шелковыми нитями по шелковой основе. Такой балдахин был обязательной частью приданого. Хупа украшена солярными символами, растительными и цветочными орнаментами: цветы бухарские евреи считали символом счастливой многодетной семьи.

Рисунки Юлии Разумовской из серии «Типы старой Бухары». Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Еврейский музей и центр толерантности, Москва

Рисунки Юлии Разумовской из серии «Типы старой Бухары» изображают бухарских евреев в традиционных костюмах: в халатах типа камзол и в шапках. Еврейский камзол представлял собой верхнюю одежду со скошенными плечевыми швами, выкройными проймой и приталенным силуэтом. Шили такие камзолы только из фабричных тканей: ситца с полосатым или мелким растительным узором на темном фоне, а также из темного однотонного сатина или сукна.

Одной из разновидностей женского халата была калатча. От халата она отличалась отсутствием воротника и ластовиц, глубоким овальным вырезом на груди. Боковины калатчи укладывали под рукавами в густые сборки, чтобы подчеркнуть линию талии. Носили еврейки и паранджу, хотя религиозные предписания и не требовали, чтобы женщины скрывали лицо и фигуру. Бухарские паранджи шили, как правило, из однотонного шелка или адраса и почти не декорировали — только ложные рукава и край одеяния обшивали узкой монохромной тесьмой.

Подробнее о выставке «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» читайте на официальном сайте.


Фотографии предоставлены организаторами