«Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»: редкие экспонаты в Еврейском музее

До 16 июля в Еврейском музее и центре толерантности
проходит экспозиция «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Масштабный проект посвящен культуре бухарских евреев как феномену особой еврейской идентичности в контексте культур Центральной Азии. Специалисты Еврейского музея рассказали порталу «Культура.РФ», какие редкие экспонаты удивят посетителей выставки.
Экспозиция состоит из нескольких разделов: «Дом и традиционная бытовая культура», «Религиозные обычаи», «Жизненный цикл», «Традиционные занятия и ремесла, музыка, танец, театр», «Традиционная одежда». На выставке представлено около 200 экспонатов: бытовые и ритуальные предметы, ремесленные изделия, произведения декоративно-прикладного искусства, подлинные документы и фотографии и многое другое.
Элементы интерьера еврейских домов. Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Еврейский музей и центр толерантности, Москва
Элементы интерьера еврейских домов. Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Еврейский музей и центр толерантности, Москва
Элементы интерьера еврейских домов. Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Еврейский музей и центр толерантности, Москва
Так, посетители музея увидят элементы интерьера еврейских домов, в частности яркий потолок. Традиционно гладкие потолки украшали деревянными накладками, расписывали многоцветными геометрическими узорами, цветочными букетами, надписями на иврите и еврейской символикой, а затем укрепляли на потолочных балках.
Детский амулет. Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Еврейский музей и центр толерантности, Москва
Амулет для дома «чор де-вола». Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Еврейский музей и центр толерантности, Москва
Женский именной амулет. Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Еврейский музей и центр толерантности, Москва
Также гости выставки узнают, какие обереги создавали бухарские евреи. Например, увидят чор де вола — специальный амулет для дома, название которого дословно переводится как «четыре стены». На нем изображали магендавид и писали имена ангелов. Такие амулеты вешали на все стены в доме: считалось, что они оберегают жилище от нечистой силы с четырех сторон.
Многие еврейские амулеты предназначались для защиты новорожденных от демоницы Лилит. Согласно поверьям, дети были практически беззащитны перед магическими силами, и потому ребенка от рождения до обрезания или имянаречения следовало охранять. Детские амулеты, как правило, украшали растительными орнаментами, наносили на них изображение магендавида.
Румоли пулакчи — женский головной убор бухарских евреев. Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Еврейский музей и центр толерантности, Москва
Тупи тос — головной убор бухарских евреев. Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Еврейский музей и центр толерантности, Москва
Хупа — женский свадебный балдахин бухарских евреев. Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Еврейский музей и центр толерантности, Москва
Важное место в экспозиции отведено традиционной одежде бухарских евреев и образцам ткачества и золотого шитья. Так, на выставке представлен головной убор тупи тос: это золотошвейная тюбетейка, расшитая в технике замин дузи — сплошной вышивкой золотой нитью. Поверх тупи тос бухарские еврейки носили в праздничные дни сетчатый треугольный платок румоли пулакчи белого цвета, декорированный золотистыми пайетками. Впервые девушка надевала его во время бракосочетания под свадебным балдахином хупой.
Хупа, также представленная на выставке, вышита в традиционной для Центральной Азии технике сюзане шелковыми нитями по шелковой основе. Такой балдахин был обязательной частью приданого. Хупа украшена солярными символами, растительными и цветочными орнаментами: цветы бухарские евреи считали символом счастливой многодетной семьи.
Рисунки Юлии Разумовской из серии «Типы старой Бухары» изображают бухарских евреев в традиционных костюмах: в халатах типа камзол и в шапках. Еврейский камзол представлял собой верхнюю одежду со скошенными плечевыми швами, выкройными проймой и приталенным силуэтом. Шили такие камзолы только из фабричных тканей: ситца с полосатым или мелким растительным узором на темном фоне, а также из темного однотонного сатина или сукна.
Еврейская паранджа. Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Еврейский музей и центр толерантности, Москва
Элемент женского еврейского костюма калатча. Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Еврейский музей и центр толерантности, Москва
Еврейская паранджа. Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Еврейский музей и центр толерантности, Москва
Одной из разновидностей женского халата была калатча. От халата она отличалась отсутствием воротника и ластовиц, глубоким овальным вырезом на груди. Боковины калатчи укладывали под рукавами в густые сборки, чтобы подчеркнуть линию талии. Носили еврейки и паранджу, хотя религиозные предписания и не требовали, чтобы женщины скрывали лицо и фигуру. Бухарские паранджи шили, как правило, из однотонного шелка или адраса и почти не декорировали — только ложные рукава и край одеяния обшивали узкой монохромной тесьмой.
Подробнее о выставке «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» читайте на официальном сайте.

Фотографии предоставлены организаторами
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна