Усвятские шлемоносцы
Спектакль

Усвятские шлемоносцы

Самарский академический театр драмы имени М. Горького

Год выхода:
1982
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Драма
Длительность:
140 мин.
В ролях:
Иван Морозов, Наталья Радолицкая, Сергей Пономарёв, Владимир Борисов, Ольгерд Тарасов, Дий Букин, Юрий Александров, Николай Кружков, Николай Кузьмин, Виктор Татаринцев
Режиссёры:
Петр Монастырский, Анна Черемесина

Небольшая по объему, но необычайно емкая по содержанию, почти былинная, «богатырская» повесть Евгения Носова «Усвятские шлемоносцы» является памятником русскому крестьянству, ставшему той народной армией, которая остановила врага и водрузила флаг Победы над рейхстагом. Победила и погибла... Потери при достижении этой Победы были таковы, что дальнейшую трагическую участь русской деревни можно было предвидеть.

В 1980 году Петр Монастырский ставит пьесу на сцене Куйбышевского театра драмы. За эту постановку в 1981 году он был удостоен Золотой медали имени А.Д. Попова. «Усвятские шлемоносцы» ‒ один из лучших спектаклей знаменитого режиссёра.

Традиционно литературная критика причисляет Евгения Носова к писателям-деревенщикам. В повести «Усвятские шлемоносцы» (1977) рассказывается о последних мгновениях трудовой и семейной деревенской идиллии ‒ нескольких днях сенокоса в июне 1941, накануне отправки мужчин на фронт. Природное исконное миролюбие русского народа-хлебопашца противопоставляется неестественности и даже богопротивности обращения земледельца в солдата. Автор признавался, что произведение задумано как «литературная симфония, с обобщениями и философскими раздумьями». Это «повесть... даже не о войне как таковой, не о боях, не о баталиях, а лишь о том, как весть о ней пришла в глубинное русское село и как люди привыкали к мысли, что нужно оставить свои пашни, сенокос, поле, своих близких и идти на защиту родной земли».

Спектакль, вслед за повестью, задуман и исполнен как откровение о достоинстве русского человека. Он наполнен картинами земного, предшествующего войне бытования: работа, дом, дети... Еще нет войны — война ощущается как прекращение этого земного. Новобранцы собрались у дедушки Селивана выпить, поделиться сокровенным. Старик достает свою книгу и открывает ошарашенным мужикам подлинное значение их собственных имен. Николай оказывается «победителем», Алексей «защитником», Касьян «шлемоносцем», то есть усвятские мужики являются по именам своим еще и ратниками, «имеющими указание к воинскому делу». «Токмо детей стращать», ‒ думает Касьян по возвращении домой.

На сцене бытовые рассказы тесно переплетаются с мифологией. Из своего детства Касьян помнит причитания бабушки о змеях, якобы водящихся в страшном лесу близ деревни Усвяты, где они жили и где происходит действие повести: «Как у сгинь-болота жили три змеи: как одна змея закликуха, как вторая змея заползуха, как третья змея веретенка...» Образы змей как колдовской, нечистой силы в представлениях русских совпадают с толкованием образов драконов в Откровении: они суть воплощения сатаны.

Еще в «Усвятских шлемоносцах» четыре всадника. Бригадир «воевода» Иван Дронов, «все с той же непроходящей сумрачной кривиной на сомкнутых губах» — он одним из первых усвятцев добровольно уйдет на войну. Колхозник Давыдко, принесший на покос весть о начавшейся войне: «дочерна запеченный мужик в серебре щетины по впалым щекам» — и скакал-то с вестью «локти крыльями, рубаха пузырем». Третий всадник прибыл в Усвяты с повестками о мобилизации на войну: «верховой, подворачивая словно факелом подпаливал подворья, и те вмиг занимались поветренным плачем и сумятицей, как бывает только в российских бесхитростных деревнях, где не прячут ни радости, ни безутешного горя». Последний, четвертый, всадник в повести — лейтенант из военкомата, организующий сбор призывников и отправку их в части — появляется, действительно, будто с иного Света. «У перил остановился непривычный для здешнего глазу, никогда дотоль не бывавший в Усвятах военный, опоясанный по темно-зеленой груди новыми ремнями, в круглой, сиявшей козырьком фуражке и крепких высоких сапогах, казавшийся каким-то странным пугающим пришельцем из неведомых обиталищ, подобно большой и непонятной птице, вдруг увиденной вот так вблизи на деревенском прясле. Смугло выдубленное лицо его было сурово и замкнуто, будто он ничего не понимал по-здешнему...»

Отношения Человека в семье основаны на любви — Касьян любит жену и детей и испытывает ответную любовь. С кончиной Касьяна прекращается полнокровная жизнь не только в русской деревне Усвяты, но и во всем Свете, ибо этот Свет ущербен без него, неполон и естественным образом как бы обречен на угасание. Человек в спектакле «Усвятские шлемоносцы» есть существо природное, цельное и одушевленное, привязанное к жизни, влюбленное в Свет и суть его — забота. Он естественен в этом Свете и составляет его главную величину.

Смотрите также

«Клятвенные девы»
Драма
2017
81 мин
«Старший сын»
Московский драматический театр «Сфера»
Комедия
2017
89 мин
«Папа, мама, я и Сталин»
Театр «У Никитских ворот» под руководством Марка Розовского
Драма
2017
76 мин