Евгений Онегин
Спектакль

Евгений Онегин

Владимирский академический областной драматический театр

Год выхода:
2008
Страна производитель:
Россия
Жанр:
Драма
Длительность:
139 мин.
В ролях:
Дмитрий Бычков, Антон Карташов, Ирина Жохова, Полина Малышева, Анна Лузгина, Анатолий Шалухин, Анна Кукушкина, Богдан Тартаковский, Валерия Емельянова, Инга Галдина, Александр Аладышев, Алексей Куликов, Владимир Кузнецов
Режиссёр:
Владимир Петров

Владимир Петров учился на актерском и режиссерском факультетах Киевского театрального института имени И. К. Карпенко-Карого. С 1980 по 1985 год работал как актер и режиссер Рижского театра русской драмы, в 2002—2004 годах был его главным режиссером. После Риги перебрался в Севастополь, где стал художественным руководителем драматического театра им. А.В. Луначарского. Спектакль «Проводим эксперимент» по пьесе А. Гельмана высоко оценил Марк Захаров — он назвал Петрова одним из лучших режиссеров России. В 1989 году Петров вернулся в Киев и возглавил Киевский академический русский драматический театр имени Леси Украинки. С 1995 по 2001 год — главный режиссер Омского академического театра драмы, с его появлением театр, по оценке профессионалов, обрел новое дыхание. Режиссуру Петрова критики называют интеллектуальной, говорят, что он мыслит категориально, что в «постановках Петрова как будто сталкиваешься с целыми пластами культуры», отмечают необычный выбор пьес. Петров открыл для российского зрителя нового автора — японского драматурга Коки Митани, давшего Омскому театру эксклюзивное право постановки пьесы «Академия смеха». В 1999 году спектакль получил высшую награду фестиваля «Балтийский дом». Петров впервые в России поставил «Натуральное хозяйство в Шамбале» Алексея Шипенко, а драматург Наталья Скороход специально для него написала пьесу «Бъдын». В 1997 году спектакль Омского театра драмы «Женщина в песках» был удостоен трех премий «Золотая маска» — лауреатом стал сам Владимир Петров (за лучшую режиссуру), а также исполнители главных ролей. В 2011 году режиссер стал художественным руководителем Воронежского академического театра драмы имени Алексея Кольцова.

Петров известен как режиссер-экспериментатор, его постановка «Евгения Онегина» во Владимире снискала славу скандальной. Петров выбрал так называемый черновой вариант пушкинского текста.

Спектакль разыгрывается в условном пространстве — из декораций на сцене только два деревянных балкончика, изображающих дом Лариных, беседки в саду и так далее. По замыслу режиссера действие пронизано музыкой: крестьяне, словно древнегреческий хор, распевают текст «от автора», время от времени к ним присоединяются Онегин или Татьяна, Ленский, Ольга.

К работе над спектаклем Петров привлек только молодых артистов, все роли исполняют вчерашние выпускники, им едва за 20. Накинув чепец, согнувшись или выпрямившись, артистки превращаются то в старух, то в статных женщин, то в молоденьких девочек.

Вызывающих моментов в постановке немало: Онегин появляется не только во фраке — то в исподнем (обмотавшись полотенцем), то в банном халате, то в спортивном костюме. Умерший Ленский еще долго декламирует Пушкина, Татьяна сжигает черновики, устроив на сцене небольшой пожар, Ольга лихо выделывает акробатические номера, а дуэль Ленского и Онегина режиссер устраивает на магнитиках для холодильника, которые, соединяясь в воздухе, щелкают, словно выстрелы.
Надо сказать, что при этом режиссер не отступает от пушкинского текста и все его сценические находки довольно логично соединяются в целое.

«Это спектакль, с одной стороны, совершенно классический, поставленный в рамках русского психологического театра. С другой стороны, он абсолютно новаторский, потому что это молодой, энергичный, очень радостный спектакль, который дарит удивительное ощущение, что Пушкин — это действительно наше все», — пишет театральный критик Наталья Старосельская.

Спектакль удостоен дипломов XIV Пушкинского фестиваля в Пскове (февраль 2008 года); «За выдающееся прочтение романа А.С. Пушкина и актерский ансамбль» фестиваля «Старейшие театры России» в Калуге (апрель 2008 года); участника Всероссийского фестиваля «Отцы и дети», посвященного 190-летию И.С. Тургенева, в Орле (ноябрь 2008 года).

В подборках

Онегина воздушная громада
О сложности и многогранности «энциклопедии русской жизни».
Театральная пушкиниана
«Творчество Пушкина было тем поворотным пунктом, когда русская культура сделалась голосом, к которому вынужден был прислушаться весь культурный мир». (Ю. Лотман)

Смотрите также

«Клятвенные девы»
Драма
2017
81 мин
«Старший сын»
Московский драматический театр «Сфера»
Комедия
2017
89 мин
«Папа, мама, я и Сталин»
Театр «У Никитских ворот» под руководством Марка Розовского
Драма
2017
76 мин