Башлачев. Человек поющий.
Спектакль

Башлачев. Человек поющий.

Большой театр кукол

Год выхода:
2011
Жанр:
Мелодрама
Длительность:
117 мин.
В ролях:
Сергей Беспалов, Мария Батрасова, Иван Солнцев , Ирина Чугаевская , Виктория Короткова, Денис Казачук, Наталья Сизова, Дмитрий Чупахин, Михаил Гришин, Виктория Слуцкая, Алесь Снопковский, Екатерина Белевич
Режиссёры:
Павел Григорьев, Руслан Кудашов

Премьеру этого спектакля сыграли 17 февраля 2011 года. В тот же день, только в 1988-м поэт, бард Александр Башлачев погиб, ему было 27 лет. «Смерти поэтов — всегда тревожные сигналы к тому, что с нами происходит, — сказал постановщик Руслан Кудашов в интервью газете „Аргументы и факты“ (16 февраля 2011). — Песни Башлачева настолько о нас, обо мне, что он живёт и до сих пор меня формирует. Этот спектакль для меня — важнее, чем все, что я делаю».

А делает Руслан Кудашов обычно спектакли в жанре театра кукол. «Башлачев» же — представление с «живыми» актерами — студентами Кудашова. Будущие кукольники оказались отличными драматическими артистами. По форме спектакль БТК — концерт, но называть его так не очень хочется. Критик Дина Годер определила его как «цепь историй, в каждой из которых баллады Башлачева превращаются в обаятельные мини-спектакли». Говорят, сам Башлачев исполнял свои песни на спонтанных сборищах, по домам — без каких-либо анонсов и подготовки. Вот и спектакль Кудашова проникнут атмосферой дружеского «квартирника». Юные студенты родились уже после смерти Башлачева, но стихи поэта удивительным образом оказались им близки. «Кто-то до сих пор не может принять, кому-то эмоционально тяжело дойти до конца даже в исполнении песни, — рассказывал Кудашов в интервью. — Но большинство — приняли, потому что молодое поколение способно вычленять правду в большей степени, чем наше. Нам надо было хвататься за жизнь, зарабатывать, так время и проскочило. У молодых больше надежд на правдивое существование, они острее не принимают ложь». Кажется, после участия в этом спектакле Башлачевым «заболели» все выпускники Кудашева. В интервью перед премьерой один из них, Сергей Беспалов, говорил о чувстве особой ответственности, об открывшихся испытаниях: «Мы хотим вступить в диалог с музыкантом и быть достойными этого диалога. Для нас это проверка души. Мир все время будет провоцировать нас отказаться от чего-то в пользу комфорта. Но нужно постоянно делать выбор, пытаться очиститься от шелухи, от суеты».

Композиция спектакля такова, что волей-неволей фокус внимания наводится на героя лирики Башлачева. Что это за образ и как он представлен в разных жанрах (ведь у Башлачева были и сатирические песни, и любовные баллады, и философские опусы с размышлениями о времени, в котором жил поэт)? Кажется, исполнители стремятся присмотреться, изучить этого героя. «Он несчастный, нелепый и лишний, но неизбежно приходящий к творчеству и созиданию, — пишет в блоге „Петербургского театрального журнала“ Ольга Изюмова. — С самого начала возникает мотив противопоставления враждебной запредельной стихии, в которую по ошибке ли, в силу избранности ли заглядывает герой, и стихии души самого героя». Звучат башлачевские «Грибоедовский вальс», «Абсолютный вахтер», «Тесто», «Лихо», «Имя имен». В них мечется человек на переломе эпох, пытается понять, что за мир вокруг, что за страна и строй. Пытается проникнуть в секрет русской души. Конечно, звучат песни о любви — например, «Когда мы вдвоем...» в исполнении Анатолия Гущина. Актер держит, не отпускает цепи, которые с него спали — простая и впечатляющая метафора любовных мук. Вообще, решения большинства фрагментов-этюдов очень яркие. Песня «Минута молчания» исполняется как речь из-под могильной плиты — актер Алесь Снопковский лежит, как в гробу, с венком в ногах. А «Песенку на лесенке» трио актеров (два юноши и девушка) исполняют в сопровождении ... самого Башлачева. В их пение постепенно вплетается запись с голосом автора, и это, пожалуй, самая трогательная точка спектакля.

Надо заметить, что в спектакле БТК песни Башлачева исполнены на разных музыкальных инструментах — и это рождает совершенно новое восприятие привычных мелодий, которые сам бард извлекал из обычной гитары. Тут помимо нее задействованы и фортепьяно, и балалайка, и гармошка. И, конечно, фирменные колокольцы Башлачева. Из 28-и спетых в спектакле песен несколько исполнены девушками, от женского лица. В работе над спектаклем огромную помощь Кудашову и актерам оказал педагог по вокалу Павел Григорьев. «Спектакль с весьма опасными текстами Башлачева, часто провоцирующими исполнителей на пошлую есенинщину и надрыв, звучит с интонацией чистой и искренней, без всякого разрывания рубашки на груди», — пишет Дина Годер («Московские новости», 19 сентября 2011). Актеры по очереди выходят на авансцену, к длинному столу, уставленному гранеными стаканами, поют-играют свою песню и тем как бы поминают поэта. Кажущаяся хаотичной конструкция спектакля на самом деле выстраивается в мозаичный портрет героя.

Со спектаклем «Башлачев. Человек поющий» петербургские кукольники участвовали в программах нескольких фестивалей: «кукART» в родном Петербурге, «Реальный театр» в Екатеринбурге и, наконец, во внеконкурсной секции национального фестиваля «Золотая маска» «Маска-плюс». Они рискнули выйти со своей «территории» театра кукол и не прогадали. Разные зрители оказываются покорены искренностью и свободой молодого коллектива. Как заметил критик Роман Должанский («Коммерсантъ», 9 апреля 2012), «к судьбе Большого кукольного театра спектакль имеет прямое отношение: актеры, способные увлечься таким материалом, наверняка и в будущем не согласятся делать глухой и заведомо старомодный театр».

Смотрите также

Клятвенные девы
Драма
2017
81 мин
Старший сын
Московский драматический театр «Сфера»
Комедия
2017
89 мин
Папа, мама, я и Сталин
Московский театр «У Никитских ворот»
Драма
2017
76 мин