16+

Конармия

Драма
1975
137 мин
СССР
Видео будет доступно после получения разрешения правообладателя

Отношения литературы Исаака Бабеля с театром сложились в XX веке более чем драматично. Одна из причин, конечно, в репутации, которую писателю надолго обеспечили власть и критика. Самое известное его творение — цикл новелл «Конармия» — непросто пробивалось к читателю. Сам Будённый, откликаясь на публикацию «Конармии» статьей в журнале «Октябрь» (1924), назвал Бабеля садистом и дегенератом и объявил, что его книга — клевета и «вонючие пикантности». После расстрела писателя его имя было вымарано из литературы, а после реабилитации произведения подвергались сильной цензуре. Две пьесы Бабеля, «Закат» и «Мария», принадлежа к редким шедеврам советской драмы, были обделены вниманием театра.

Редкие, «мерцающие» появления бабелевской литературы на советской сцене в разные годы были связаны с вахтанговцами. В 1928 году во МХАТе 2-м, выросшем из 1-й Студии МХТ (Вахтангов был одним из ее основателей), Борис Сушкевич поставил «Закат». В 1934 году Театр имени Вахтангова взял к постановке «Марию», но спектакль не вышел. В конце 1980-х Аркадий Кац поставил на вахтанговской сцене «Закат». Но настоящая слава принадлежит «Конармии» (1966) Рубена Симонова, первой постановке этого прозаического цикла.

Реальность Гражданской войны в рассказах Бабеля полна насилия и ужаса — и при этом поэтизирована. Хорхе Луис Борхес в эссе «Исаак Бабель» писал: «Музыка его стиля контрастирует с почти невыразимой жестокостью некоторых сцен». Жизнь красноармейцев открывается чаще не напрямую, а опосредованно, с дистанцией. Она показана глазами какого-либо героя: через его рассказ, воспоминание, письмо. Автор, давая право голоса рассказчику, будто устраняется от оценки. В театре, где действие происходит не в прошедшем времени, а здесь и сейчас и на глазах зрителя, требовалось искать свои средства, чтобы смягчить повествование. Инсценировщики — Юрий Добронравов и игравшие в спектакле Михаил Воронцов и Вячеслав Шалевич — вместе с режиссером смягчали жестокость красноармейцев, оправдывая их. Симонов наделил этот спектакль своим режиссерским изяществом, поэтичностью — и жизнерадостностью. «Спектакль полон солнечного юмора», — писал рецензент. Если создатели и стремились к «революционной трагедии» (как они обозначили жанр), то трагедии, конечно, оптимистической.

В плане оправдания красноармейцев весьма показательна была сцена по новелле «Соль». Там «гнусная гражданка», чтобы проехать на закрытом военном поезде, обманывает бойцов, выдавая за младенца завернутую в пеленки соль. У Бабеля, когда обман раскрывается, бабу выбрасывают из идущего поезда и — поскольку она осталась цела — пристреливают. В телеспектакле можно увидеть, как усилили тупость и злобу героини, блистательно сыгранной Ларисой Пашковой в острой манере. Из поезда ее выбрасывают, но прицелившийся Никита Балмашов в исполнении Григория Абрикосова все же разворачивается на зрителя и жалостливо произносит: «Не могу я, братцы: баба как-никак».

Авторы переплели новеллы, выстроив разные сюжетные линии. Разномастные эпизоды спектакля прошивали строки из поэмы «Хорошо». В образе Маяковского выходил Василий Лановой. Как вспоминает артист, эти стихи «звучали в начале спектакля, середине его и в финале как реквием по ушедшим в небытие и обращение к будущим поколениям». Приступая к работе над образом, актер выразил сомнение, что его природа соответствует брутальной силе поэта. Режиссер же хотел перечеркнуть «ложное представление о Маяковском-горлане, которому все нипочем», показать его внутренне тонким, лиричным и уязвимым.

Время —

вещь

необычайно длинная, —

были времена —

прошли былинные.

Ни былин,

ни эпосов,

ни эпопей…

Спектакль же словно настаивал на эпичности, «былинности» событий — но с той же мягкостью и юмором. Судя по эскизам художника Энара Стенберга (его отец и дядя, знаменитые братья Стенберги, были ведущими художниками Камерного театра), он стремился вызвать в памяти искусство 1920-х. Только плакатность, конструктивность форм, чистые мажорные краски странным образом создавали полусказочную интонацию. В качестве композитора Симонов пригласил известного Дмитрия Покрасса, который, еще будучи будённовцем, написал «Марш Будённого». Авторы спектакля создавали ощущение стремительного движения. Критик писал: «Все время не покидало ощущение мчащейся конницы с обнаженными саблями, которые обрушивались на голову врага. Этот нерв, этот напряженный ритм точно передавал режиссер в мизансценах».

И все же не внешняя форма, не мизансцены, не сценография были на первом месте, а актерская игра. Симонов, пришедший в режиссуру уже будучи превосходным артистом, актеров любил и им доверял. Поставив «Конармию» на закате жизни, он позволил своим воспитанникам — Михаилу Ульянову, Юрию Яковлеву, Николаю Гриценко, Юлии Борисовой — блеснуть мастерством, а зрителям позволил любоваться ими. «Не менее десяти минут держит актер зрителя в напряженном внимании, заставляя его слушать рассказ, обращенный к бойцам и командирам» (Г. Мдивани о Гриценко).

В манере игры этого спектакля улавливалось то, к чему всегда стремился Симонов: к одушевлению формы, к «утепленному» исполнению. Вахтангов, пользуясь мхатовскими определениями, искал соединения «театра переживания» и «театра представления». В спектаклях его ученика Рубена Симонова было то, что критики характеризовали как переживание представления.

В те годы напряженное отношение к Бабелю еще только начинало преодолеваться. Бывшие красноармейцы прислали в театр возмущенное письмо, поминая ненавистную бабелевскую «Конармию». Можно сказать, что спектакль, вызвавший зрительскую любовь, перенесенный на экран и долго продержавшийся в репертуаре, внес свой вклад в реабилитацию выдающегося автора.

Режиссеры: Алина Казьмина, Рубен Симонов
В ролях: Василий Лановой, Вячеслав Шалевич, Николай Гриценко, Юрий Яковлев, Юрий Волынцев, Григорий Абрикосов, Юлия Борисова, Михаил Воронцов, Александр Граве, Вячеслав Дугин, Виктор Зозулин, Анатолий Кацинский, Александр Кашперов, Михаил Ульянов

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна