Спартак
Балет

Спартак

Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)

Год выхода:
1984
Страна производитель:
СССР
Длительность:
122 мин.
Режиссёр:
Валентин Елизарьев

Балет повествует о легендарном античном герое, возглавившем восстание рабов и гладиаторов за свое освобождение в Риме в 1 веке до нашей эры. Имя Спартака стало символом борьбы за свободу и человеческое достоинство.

Выявляя общечеловеческое в исторических событиях далекого прошлого, Юрий Григорович отказался в спектакле от бытописания и стилизации. Вот почему спектакль стал не иллюстрацией романа или истории, а художественным воплощением идеалов — ценности человеческой личности, высокого чувства любви и свободы.

Балет «Спартак» имел сценические воплощения и до Григоровича. Но его масштабный художественный замысел потребовал корректировки либретто Н. Волкова, по которому создавалась партитура.

Музыка А. Хачатуряна отличается мелодическим богатством, многокрасочностью оркестровки. Ее характеризует романтический пафос и экспрессия.

Как писал академик Виктор Ванслов: «В музыке „Спартака“ чередуются эпизоды праздничные и трагедийные, сталкиваются образы героические и драматические, тонкие лирические высказывания сменяются монументальными эпическими картинами. И всюду талант композитора проявляется ярко и самобытно. Эта музыка увлекает, ведет за собой слушателя, врезается в его память».

Однако новая концепция спектакля обусловила перекомпоновку партитуры в соответствии с редактурой либретто. Возникла необходимость поиска новой композиционной структуры. Спектакль Григоровича построен по принципу сквозного развития действия. Центральной темой стала тема восстания, воплощенная средствами классического танца, но при этом танца, обогащенного современными интонациями и лексическими приемами. Не сразу удалось убедить композитора внести изменения, что-то сократить. Григоровичу пришлось вступить с Хачатуряном в «битву за ноту». Правда, в конце концов, оба художника стали единомышленниками.

Сам избранный балетмейстером принцип чередования сюжетных эпизодов и монологов был поддержан музыкой. «Спартак» обрел строгую композиционно-драматургическую логику. В нем три действия, а в каждом из них — четыре массовые картины и три монолога. Каждый монолог связывает одну картину с другой. Сама структура действия раскрывает внутренний смысл развития драматического конфликта. Балетмейстер является драматургом и композитором-симфонистом, который раскрывает характеры героев через обобщенные танцевальные формы.

Известно, что на одной из репетиций Григорович назвал своего «Спартака» «спектаклем для четырех солистов с кордебалетом». Конфликтные образы Спартака и Красса, олицетворяющие столкновение двух миров, дополняются контрастными фигурами Фригии и Эгины. Эти роли требуют от исполнителей сочетания большого актерского дарования и полной технической свободы.

Участие в «Спартаке» стало важным фактором творческой биографии Ирека Мухамедова, который оказался самым молодым исполнителем заглавной партии. Он привнес в интерпретацию образа античного героя современное звучание. Принцип хореографического решения образа очень подошел Мухамедову, танцовщику мужественной, активной манеры, виртуозно владеющему техникой. Его Спартаку не свойственны интеллектуальные рефлексии стратега, скорее, его отличает пламенный темперамент бунтаря.

Впечатление героини античной трагедии производит Фригия Натальи Бессмертновой. Это жрица, самоотверженно и безропотно служащая Спартаку. Ее ломкие позы, текучая пластика передают женскую ранимость, словно визуализируют тихие слезы. Но в финальном реквиеме балерина добивается пронзительности вопля.

На другом полюсе страсти оказались Эгина Марии Быловой и Красс Михаила Габовича. Балерина точно почувствовала природу образа наложницы диктатора. Ее грубоватая в своих устремлениях Эгина купается в пороке без доли угрызений. Она совращает, раззадоривает Красса с бездушным профессионализмом уличной девки, а помощь ему, не страшась потоков крови, оказывает только для того, чтобы самой остаться на вершине власти. Привычные проявления почитания и поклонения Эгина Быловой принимает с чувством абсолютной собственной заслуги.

Михаил Габович будто рожден в военных римских латах. Однако, следуя за балетмейстером, танцовщик нарушает статику парадной скульптуры. Своего героя танцовщик погружает в пространство музыки и напряженной хореографии. В азартных прыжках и вращениях изобразительность уступает место выразительности. Но Красс Габовича не столько герой-победитель, сколько ординарный человек, волею судьбы вознесенный на острие смутного времени.

Еще один важнейший «участник» балета — художник Симон Вирсаладзе, создавший обобщенный образ рабовладельческого Рима. В декорациях нет пышности, колористической броскости. Но при всей своей суровости они величественны и очень театральны. Здесь и архитектура, и пейзажи с громадными камнями-глыбами, и огромный «дышащий» полог, который меняет собственную конфигурацию и картины действия, Все в этом спектакле соединилось, чтобы создать удивительное героико-эпическое полотно.

В подборках

Балет «Спартак»
Одна из лучших постановок Юрия Григоровича.

Смотрите также

Испанские миниатюры
НОВАТ опера, балет – Новосибирский государственный академический театр оперы и балета
1975
45 мин
Вечер одноактных балетов. Классическое па-де-де и Прогулки
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)
1978
59 мин
Вечер одноактных балетов. Гибель розы, дуэт из балета Ромео и Джульетта, Кармен-сюита
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)
1979
85 мин
Вечер одноактных балетов. «Лебединое озеро». «Ромео и Джульетта»
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)
1990
90 мин