16+

Король Матиуш Первый

Драма
1976
94 мин
СССР
Видео будет доступно после получения разрешения правообладателя

«Спектакль «Король Матиуш Первый» на сцене Центрального детского театра (ныне РАМТ) был дипломной работой начинающего режиссера Петра Фоменко. Постановка стала настоящим явлением в театральной жизни Москвы. Скоро слухи о спектакле добрались до Ленинграда.

«Когда мы были студентами в Ленинграде, до нас донеслись слухи о московском спектакле «Король Матиуш», и мы сразу запомнили Фоменко», — вспоминала режиссер и художественный руководитель МТЮЗа Генриетта Яновская.

«Король Матиуш Первый» был поставлен по одноименной сказке Януша Корчака, принесшей ему мировую известность. Вообще это дилогия о мальчике-короле, мечтавшем сделать всех детей хотя бы своего королевства счастливыми, но Петр Фоменко для постановки выбрал лишь первую часть.

Итак, после внезапной смерти короля на троне оказывается его маленький сын — король Матиуш, однако истинными правителями остаются не самые лучшие и честные на свете министры. К тому же они не слишком довольны тем, что над ними — король-ребенок. По собственной прихоти в день вступления Матиуша на престол они развязывают войну с соседним королевством. А Матиуш, которому лучший друг Фелек открывает глаза на истинную сущность кабинета министров, бежит с ним из дворца на фронт, где под вымышленным именем становится «сыном полка» и на себе испытывает ужасы войны и тяготы солдатской службы. Конечно, в результате все тайное становится явным, но к этому моменту Матиуш — уже юный герой, награжденный высшей военной наградой. Войска охватывает воодушевление, и война заканчивается полным разгромом неприятеля.

По возвращении на трон Матиуш уже не маленький ребенок, а ребенок решительный и куда более уверенный в собственных силах. И вот он берет власть в свои руки. Правда, опыта в управлении государством у него не прибавилось — юный король совершает ошибку за ошибкой.

Пытаясь исправить ситуацию, он решает, что если он не в силах управлять взрослыми, то в состоянии как минимум сделать счастливыми детей. Устроить окружающий его мир так, чтобы все дети в нем были счастливы. С этой целью он и устраивает детский парламент, работа которого происками министров да горячечной неопытностью лучшего друга приводит к катастрофе. Матиуша свергают, судят как государственного преступника и приговаривают к ссылке на необитаемый остров.

В спектакле Петра Фоменко с детьми не играли в поддавки и идиллический мир. С самого начала спектакля их не вводили в радостный сказочный мир, но на фоне огромного портрета Януша Корчака рассказывали о его трагической судьбе и судьбе его маленьких подопечных. А дальше в строгих геометрических декорациях разыгрывалась печальная история.

Пожалуй, было бы натяжкой пытаться отыскать в этой ранней режиссерской работе «приметы» будущего великого режиссера или находить сходства между этим детским спектаклем и, к примеру, «Одной абсолютно счастливой деревней». «Король Матиуш» довольно традиционен, однако и в нем уже проступает стремление Фоменко к «вкусной» театральности и отсутствию скидок на возраст зрителя.

Да, визуально это обычный детский спектакль с яркими костюмами, утрированно сказочным гримом и закрученными приключениями. Но нет в нем той самой «тюзятины», которой часто грешили в советском театре и от которой не всегда умеют избавляться и сегодня.

Конечно, согласно традиции, маленького короля играет актриса-травести, но об этом не то чтобы забываешь, а принимаешь как театральную условность уже на пятой минуте спектакля. Нина Антонова, сменившая в телеверсии многолетнюю исполнительницу этой роли Маргариту Куприянову, похожа на всех наших юных киногероев, что бились за справедливость. В ее внешности, взгляде, голосе соединились Алиса из «Гостьи из будущего» и Электроник. Этот ребенок среди гротескных декораций и чопорных взрослых министров правдиво и серьезно относился к своим королевским обязанностям. А в глазах была затаенная мудрость всех рано повзрослевших детей.

«Король Матиуш Первый» — первый из сохранившихся на пленке спектаклей Петра Фоменко. Конечно, всегда интересно и любопытно увидеть эти первые шаги будущего мастера. Но в этом серьезном детском спектакле, обрывающемся так не по-детски печально, привлекает и другое. Сама история, рассказанная очень просто и доступно, так, как мало кому под силу это сделать.

Режиссеры: Петр Фоменко, Мария Муат, Анна Некрасова
В ролях: Нина Антонова, Александр Бордуков, Борис Чукаев, Евгений Перов, Николай Орлов, Матвей Нейман, Михаил Андросов, Иван Воронов, Людмила Гнилова, Альвиан Фомин, Александр Хотченков, Анатолий Щукин, Юльен Балмусов, Геннадий Молодцов

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна