Мой добрый папа
Детские фильмы

Мой добрый папа

Год выхода:
1970
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Драма
Длительность:
67 мин.
В ролях:
Александр Демьяненко, Людмила Гурченко, Константин Корнаков, Александр Арутюнов, Пантелеймон Крымов, Рафик Азимов
Режиссёр:
Игорь Усов

Белобрысый мальчик Петя ведет в фильме повествование от первого лица. Он живет в большом красивом городе у моря. Здесь светит солнце, повсюду нефтяные вышки, но Петин папа не нефтяник, как многие его друзья и соседи, а музыкант. Папа дирижирует оркестром и Петю дома тоже заставляет заниматься музыкой. Хотя мальчишке больше всего хочется бежать во двор, играть со сверстниками и не по возрасту бойким младшим братом. А еще папа пытается написать симфонию, но она что-то не очень получается, и мама советует бросить это безнадежное дело. Что до Пети, то он предпочел бы видеть отца военным, как раньше. Юный рассказчик сообщает, что когда-то папа сражался рядом с самим Чапаевым. Его словам сначала не очень-то доверяешь. Однако время действия картины – июнь 1941-го. Не успела семья выехать на дачу, как началась война. Папа уходит на фронт, и Петя с братишкой успевают проститься с ним у военного эшелона. Отец уже в офицерской форме – получается, насчет Чапаева и боевого прошлого мальчишка не соврал? Позже ребята увидят папу в военной кинохронике, причем с шашкой и на коне, и снова, как ни удивительно, приходится им верить. С войны отец не вернется.

Фильм снимался в Баку. В основе ленты – повесть Виктора Голявкина, писателя и художника, жившего в детстве в том же городе, что и его герои. Его отец был учителем музыки, так что история отчасти автобиографична. На экране с теплотой и сердечностью воссоздан предвоенный быт азербайджанской столицы, где каждая семья счастлива по-своему, но дети разных народов дружат и играют вместе. Фильм богат захватывающими дух панорамами Баку. Консультантом на картине работал выдающийся живописец Таир Салахов.

Мир «Моего доброго папы» видится глазами ребенка, но сюжетные конфликты тут вполне взрослые. Люди в окружении Пети делятся на непрактичных мечтателей, похожих на его отца и его друга-алкоголика Ливерпуля, и таких правильных и практичных, как продавец местной кондитерской, не забывающий занести на родительский счет конфеты, съеденные в долг детишками. С первыми, добряками, витающими в облаках, жить одно наказание, о чем то и дело, кажется, сожалеет мама юного героя. Отцовский характер, однако, передался Пете по наследству. Когда с началом войны в город прибывают беженцы, мальчик приведет одну из семей к себе домой. Мама станет ругаться, но сосед заметит, что именно так бы поступил Петин папа. И в этот момент зритель начинает догадываться, что отец семейства не вернется, но сын достойно исполнит роль главного мужчины в доме.

Роль «доброго папы» стала одной из самых заметных в актерской биографии Александра Демьяненко, остававшегося в сознании публики прежде всего Шуриком из комедий Гайдая и голосом, дублирующим иноязычных исполнителей. Образ мамы воплотила Людмила Гурченко, детские роли органично сыграли ученики бакинских школ. Для режиссера Игоря Усова фильм стал, пожалуй, самым личным и наиболее значительным самостоятельным проектом, ведь большую часть своей творческой жизни он работал вторым режиссером (в частности, и у Алексея Германа – старшего). Одним из самых сильных эпизодов картины критики называли сцену ухода добровольцев на фронт. В глубоких сумерках, на фоне очертаний городской улицы, мы не видим строя призванных, лишь слышим звук множества шагов. Сначала разрозненные и беспорядочные, шаги становятся все ритмичнее и складываются наконец в марш. Лаконичная и суровая сцена говорит о времени, судьбе и чувстве долга красноречивее любого текста.

Смотрите также

Маленькая Вера
Драма
1988
128 мин
«Иди и смотри»
Драма
1985
145 мин
Каменный цветок
Мелодрама
1946
87 мин
Золотой ключик
Фильм-сказка
1939
77 мин