Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1988
  • Комедия, Драма
  • Владимир Бортко
  • 68 мин
  • 1966
  • Боевик, История, начало XX века
  • Эдмонд Кеосаян
  • 73 мин
  • 1976
  • Мелодрама, Драма
  • Динара Асанова
  • 93 мин

Путешествие на Луну

1902 | Франция | Фантастика, Приключения | 16 мин.
В ролях: Жуль-Юджин Легри, Виктор Андре, Блёэтт Бернон, Брюнне, Жанна д’Альси, Анри Деланнуа, Депьерр, Фаржо, Кельм, Жорж Мельес
Режисcёр: Жорж Мельес
24687
«Путешествие на Луну» (1902) француза Жоржа Мельеса по праву считается первым в истории кино научно-фантастическим фильмом, а самого режиссера можно без преувеличения назвать основоположником игрового кино. Сюжет этой, во многом комической и пародийной ленты объединяет в себе знаменитые романы «От земли до Луны» (1894) Жюля Верна и «Первые люди на Луне» (1895) Герберта Уэллса.


Ученые-энтузиасты строят ракету, которая выстрелом из огромной пушки отправляется в путешествие к загадочному спутнику Земли. На Луне астронавты сначала любуются видом на Землю, обозревают созвездия, чуть не погибают от снежной бури и оказываются в Долине кратеров. На дне лунного кратера на них нападают селениты – коренные жители Луны. Земляне становятся их узниками. В последний момент им чудом удается сбежать, отыскать свой корабль и покинуть Луну. Их ракета стремительно падает в океан, но, побывав на морском дне, путешественникам удается спастись. Триумфальное возвращение ученых отмечают с большой торжественностью – маршем, парадом, народными гуляньями.

Жорж Мельес до прихода в кино был иллюзионистом и фокусником. В «Путешествии на Луну» он продемонстрировал художественные возможности кинематографа, способного объединить фантазию театральных декораций и технические приемы, разработанные еще его предшественницей – фотографией.

При помощи костюмов и декораций Мельес играет со стилями. Астрономы у него показаны как алхимики и безумцы, они встречаются в замке, на головах у них остроконечные шляпы. Строительство же снаряда-ракеты на огромном заводе изображено в стиле пугающего индустриального модерна. Мельес в этом фильме и сценарист, и художник, и разработчик спецэффектов, и продюсер, а также один из актеров.

Мельес упорно отказывался снимать на натуре. Для своих фильмов он строил огромные макеты, которые, так же как и костюмы героев, создает с большой изобретательностью и выдумкой. Большое внимание он уделяет актерской игре, в условиях немого кино беря за основу пантомиму.

На своей студии «Старфилм» в Монтрэ Жорж Мельес осваивает спецэффекты в кино. Он использует эффект «волшебного превращения» или «исчезновения», подменяя один предмет другим или вовсе убирая его во время остановки съемки. К трюкам Мельеса, почерпнутым из искусства фотографии, относят его широкое применение двойной экспозиции, размножения изображения, каширования. Активно использовал Мельес и трюк с ускоренной и замедленной протяжкой пленки, а также монтаж внутри сцены. Хрестоматийной сценой в истории кино стал эпизод, когда снаряд с астронавтами врезается прямо в глаз Луны, заставляя ее лик морщиться от боли. Мельес решил это просто: он подставил сразу после полета макет Луны с врезавшейся ракетой. Все это произвело на публику невероятное впечатление. Фильм «Путешествие на Луну» имел оглушительный успех, его посмотрела вся Европа. Но шло время, подход к производству кино, прокату стремительно менялся. Мельес был художником и новатором, а не дельцом. Возможно, поэтому мастер иллюзии кино вскоре разорился и закончил свои дни в пансионе для престарелых актеров в Париже.

До 2002 года финальный фрагмент «Путешествия на Луну» (торжественная встреча астронавтов) считался утраченным. В 2003 году на Порденонском фестивале немых фильмов была показана случайно обнаруженная во Франции полная версия фильма. Она не только включала в себя этот фрагмент, но также была раскрашена вручную. Таким образом, Мельес задолго до рождения цвета в кино пытался сделать свой фильм цветным. За свои заслуги Жорж Мельес был удостоен ордена Почетного легиона, а его биография положена в основу фильма Мартина Скорсезе «Хранитель времени» (2011).
Одна из наград, вручаемых Американским обществом спецэффектов (Visual Effects Society), носит имя Жоржа Мельеса.

Смотрите также

  • 1916
  • Драма, Историческое
  • Дэвид Гриффит
  • 210 мин
  • 1934
  • Мелодрама, Драма
  • Жан Виго
  • 83 мин
  • 1926
  • Комедия, Мелодрама
  • Бастер Китон
  • 75 мин
Прямая трансляция 17 октября, в 16:30. Театральный музей имени А. А. Бахрушина

Мастер-класс Льва Додина

Прямая трансляция 17 октября, в 11:00. Музей военной истории РВИО

Российская революция 1917 г.: историческая память и школьное образование

Прямая трансляция 16 октября, в 12:00. Театральный музей имени А. А. Бахрушина

Мастер-класс Сергея Женовача

Прямая трансляция 16 октября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Звезды XXI века. Золотая коллекция

Прямая трансляция 15 октября в 14:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

А. Линдгрен – «Пеппи Длинный чулок». Дневные симфонические концерты для детей

Прямая трансляция 15 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Михаил Почекин, Юрий Фаворин

Прямая трансляция 15 октября, в 15:00. Камерный зал Филармонии

«Дорога к джазу» Известные джазовые мелодии

Прямая трансляция 15 октября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Александр Ключко

Прямая трансляция 14 октября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Камерные вечера

Зрители услышат музыкантов-виртуозов из разных стран.

Подробнее

Зрители увидят 68 российских и зарубежных картин.

Подробнее

В нем принимают участие более 20 тысяч молодых людей из 185 стран мира.

Подробнее

Семейная реликвия Ивана Тургенева, портреты в доме Дмитрия Мамина-Сибиряка и кабинет Антона Чехова.

Подробнее

Лучшим русским романом признан «Патриот» Андрея Рубанова.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть