Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1994
  • Драма, История
  • Никита Михалков
  • 146 мин
  • 1969
  • Мелодрама, Литература
  • Андрей Кончаловский
  • 104 мин
  • 1986
  • Комедия, Мелодрама
  • Карен Шахназаров
  • 88 мин

Путешествие на Луну

1902 | Франция | Фантастика, Приключения | 16 мин.
В ролях: Жуль-Юджин Легри, Виктор Андре, Блёэтт Бернон, Брюнне, Жанна д’Альси, Анри Деланнуа, Депьерр, Фаржо, Кельм, Жорж Мельес
Режисcёр: Жорж Мельес
21471
«Путешествие на Луну» (1902) француза Жоржа Мельеса по праву считается первым в истории кино научно-фантастическим фильмом, а самого режиссера можно без преувеличения назвать основоположником игрового кино. Сюжет этой, во многом комической и пародийной ленты объединяет в себе знаменитые романы «От земли до Луны» (1894) Жюля Верна и «Первые люди на Луне» (1895) Герберта Уэллса.


Ученые-энтузиасты строят ракету, которая выстрелом из огромной пушки отправляется в путешествие к загадочному спутнику Земли. На Луне астронавты сначала любуются видом на Землю, обозревают созвездия, чуть не погибают от снежной бури и оказываются в Долине кратеров. На дне лунного кратера на них нападают селениты – коренные жители Луны. Земляне становятся их узниками. В последний момент им чудом удается сбежать, отыскать свой корабль и покинуть Луну. Их ракета стремительно падает в океан, но, побывав на морском дне, путешественникам удается спастись. Триумфальное возвращение ученых отмечают с большой торжественностью – маршем, парадом, народными гуляньями.

Жорж Мельес до прихода в кино был иллюзионистом и фокусником. В «Путешествии на Луну» он продемонстрировал художественные возможности кинематографа, способного объединить фантазию театральных декораций и технические приемы, разработанные еще его предшественницей – фотографией.

При помощи костюмов и декораций Мельес играет со стилями. Астрономы у него показаны как алхимики и безумцы, они встречаются в замке, на головах у них остроконечные шляпы. Строительство же снаряда-ракеты на огромном заводе изображено в стиле пугающего индустриального модерна. Мельес в этом фильме и сценарист, и художник, и разработчик спецэффектов, и продюсер, а также один из актеров.

Мельес упорно отказывался снимать на натуре. Для своих фильмов он строил огромные макеты, которые, так же как и костюмы героев, создает с большой изобретательностью и выдумкой. Большое внимание он уделяет актерской игре, в условиях немого кино беря за основу пантомиму.

На своей студии «Старфилм» в Монтрэ Жорж Мельес осваивает спецэффекты в кино. Он использует эффект «волшебного превращения» или «исчезновения», подменяя один предмет другим или вовсе убирая его во время остановки съемки. К трюкам Мельеса, почерпнутым из искусства фотографии, относят его широкое применение двойной экспозиции, размножения изображения, каширования. Активно использовал Мельес и трюк с ускоренной и замедленной протяжкой пленки, а также монтаж внутри сцены. Хрестоматийной сценой в истории кино стал эпизод, когда снаряд с астронавтами врезается прямо в глаз Луны, заставляя ее лик морщиться от боли. Мельес решил это просто: он подставил сразу после полета макет Луны с врезавшейся ракетой. Все это произвело на публику невероятное впечатление. Фильм «Путешествие на Луну» имел оглушительный успех, его посмотрела вся Европа. Но шло время, подход к производству кино, прокату стремительно менялся. Мельес был художником и новатором, а не дельцом. Возможно, поэтому мастер иллюзии кино вскоре разорился и закончил свои дни в пансионе для престарелых актеров в Париже.

До 2002 года финальный фрагмент «Путешествия на Луну» (торжественная встреча астронавтов) считался утраченным. В 2003 году на Порденонском фестивале немых фильмов была показана случайно обнаруженная во Франции полная версия фильма. Она не только включала в себя этот фрагмент, но также была раскрашена вручную. Таким образом, Мельес задолго до рождения цвета в кино пытался сделать свой фильм цветным. За свои заслуги Жорж Мельес был удостоен ордена Почетного легиона, а его биография положена в основу фильма Мартина Скорсезе «Хранитель времени» (2011).
Одна из наград, вручаемых Американским обществом спецэффектов (Visual Effects Society), носит имя Жоржа Мельеса.

Смотрите также

  • 1930
  • Военный, Драма
  • Льюис Майлстоун
  • 101 мин
  • 1923
  • Комедия
  • Бастер Китон
  • 111 мин
  • 1932
  • Драма, Боевик
  • Ховард Хоукс
  • 93 мин
​Предводитель дворянства из простой семьи

Комедийные роли Сергея Филиппова

День памяти и скорби

22 июня началась Великая Отечественная война

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Будем помнить

С Днем Победы!

Покажут сцены из «Лебединого озера», «Щелкунчика» и «Дон Кихота».

Подробнее

Мультимедийная экспозиция работает в Министерстве культуры России.

Подробнее

Читайте подробности в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Посетителей ждут выставки, спектакли и встречи с известными писателями.

Подробнее

Самые интересные культурные события Москвы на этих выходных в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть