Великая иллюзия
Художественные фильмы

Великая иллюзия

Год выхода:
1937
Страна производитель:
Франция
Жанр:
Длительность:
114 мин.
В ролях:
Жан Габен, Дита Парло, Марсель Далио, Сильван Иткине, Жорж Пекле, Эрих фон Строхайм
Режиссёры:
Жан Ренуар, Жак Беккер

Жан Ренуар, прошедший ад первой мировой, считал, что другой такой войны быть уже не может. Он, будучи гуманистом, верил, что все люди – братья, и разделяют их не границы и национальности, которые всего лишь иллюзия, а классовые противоречия. Тем не менее, к концу 30-х годов, когда надежд на мир уже не осталось, фильм стал не только предвестником грядущей, еще более разрушительной и жестокой чем прошлая, войны, но и прощальным приветом уходящему веку с его «заблуждениями» – кодексом дворянской чести, аристократичностью духа, патриархальным укладом жизни.

Действие фильма разворачивается во время первой мировой войны. Отправившийся на задание самолет французских летчиков Марешаля (Жан Габен) и Больде (Пьер Френе) сбит немецким асом – капитаном фон Рауффенштайном (Эрих фон Штрогейм). Но согласно кодексу чести Рауффенштайна, плененный враг – в первую очередь офицер, и немец приглашает французов на ужин накануне их отправки в лагерь для военнопленных. А там уже томятся французские и британские офицеры. По ночам обитатели барака с риском для жизни готовят побег.

Сын знаменитого импрессиониста Огюста Ренуара не сразу начал снимать кино. Вернувшись с полей Великой войны, он освоил ремесло керамиста. Но однажды, отправившись в синематограф, увидел мелодраму Ивана Мозжухина «Костер пылающий». Впечатление было настолько сильным, что почти 30-летний Жан Ренуар решил сменить профессию.

В 1926 году, после первых ученических экспериментов, Ренуар понял, что готов к серьезной работе. Для экранизации он выбрал роман Эмиля Золя «Нана», ради чего продал несколько полотен отца. Его «Нана» считается лучшей немой экранизацией французского классика, но в прокате фильм провалился.

Когда в 1936 году Ренуар приступил к работе над «Великой иллюзией» по роману британского писателя Ральфа Нормана Энджелла о минувшей войне, на его счету было уже два десятка немых и звуковых фильмов, он слыл одним из ярчайших представителей «поэтического реализма».

Режиссера интересовала прежде всего тема столкновения людей разного социального происхождения. Плен и общее желание побега на время нивелировали классовые противоречия. Герои Ренуара призваны донести до зрителя основную идею режиссера: война – дело не идейное, но личное. А самое бесчеловечное заведение – лагерь для военнопленных – может стать тем местом, где представители разных народов, вероисповеданий и классов превращаются в настоящих людей. Или зверей.

В фильме очевидны параллели между самим Ренуаром и образом летчика Марешаля. Более того, Жан Габен снимался в униформе, которую носил сам Ренуар в годы войны. Трудно сказать, помогло ли актеру обмундирование справиться с ролью, но участие в картине сделало Габена всемирно известным.

Йозеф Геббельс проклял фильм и его постановщика, назвав картину «кинематографическим врагом Германии номер один» и приказал уничтожить все копии. После этого жюри Венецианского фестиваля не отважилось присудить фильму Гран-при, ограничившись специальным утешительным призом «за лучший актерский ансамбль». Картина была выдвинута на «Оскара» в номинации лучший фильм года.

Интерес к фильму «Великая иллюзия» пережил еще одну волну интереса к нему в 50-е годы. Считается, что американцы нашли уцелевшую копию фильма в Мюнхене, по которой лента была восстановлена и обрела вторую жизнь. И по сей день картина, в которой нет практически ни одной батальной сцены, считается одним из выдающихся антивоенных фильмов.

Смотрите также

Гамлет
Драма
1948
155 мин
Дерсу Узала
Приключения
1975
136 мин
Идиот
Драма
1951
166 мин