Роль Хлестакова стала когда-то стартовой для молодого актера Малого театра Юрия Соломина. Он сыграл ее в спектакле Игоря Ильинского. Много позже Юрий Мефодьевич поставил «Ревизора», отдав главную роль своему брату Виталию Соломину. И вот в 2006 году мастер в третий раз взялся за великую пьесу Гоголя. Этот «Ревизор» с успехом идет на сцене Малого уже десять лет. Его спокойно можно показывать детям, не опасаясь неожиданностей в трактовке произведения из школьной программы.

Малый театр — бастион академизма, за что нередко он подвергается критике прогрессивных деятелей сценического искусства и продвинутых зрителей. Но академизм — отнюдь не синоним косности. В Малом чтут отечественную театральную традицию и не позволяют себе вольничать с текстами Островского, Пушкина, Чехова, Гоголя. «Творческий коллектив спектакля следует замыслу автора, его «духу и букве», — заявляют создатели «Ревизора» в аннотации к спектаклю. Действительно, тут подошли к бессмертной комедии со всем уважением. Попыток осовременить материал XIX века не делали. Темы российского чинопочитания, взяточничества, трепета провинции перед столицей и так не перестают быть актуальными, так что персонажи Гоголя вовсе не нуждаются в том, чтобы их переодевали из сюртуков в свитера и джинсы.

Мы привыкли видеть в роли городничего актеров преклонного возраста, а в спектакле Юрия Соломина и Василия Федорова градоначальника сыграл совсем не старый артист Виктор Низовой. Это очень темпераментный, яркий характерный актер, и его Антон Антонович стал серьезным конкурентом Хлестакову в исполнении Дмитрия Марина. Прекрасную галерею образов провинциальных чиновников создали замечательные актеры Малого театра Александр Клюквин (Земляника), Борис Невзоров (Ляпкин-Тяпкин), Алексей Кудинович (Хлопов), Владимир Носик (Гибнер). В роли супруги городничего Анны Андреевны — Инна Иванова, которая в первые годы жизни спектакля играла Марью Антоновну. Теперь дочь градоначальника играет Ольга Жевакина. Не такая уж большая разница в возрасте актрис, играющих мать и дочь, делает более естественной борьбу их героинь за симпатию заезжего столичного гостя.

Стоит отметить художественное оформление спектакля. Усилия художника были направлены на то, чтобы подчеркнуть провинциальность места, в которое угодил Хлестаков. Дом городничего предстает не привычным ампирным особняком с колоннами, но деревянным домиком со скрипучей лестницей и геранями в окошках. Мебель являет собой наглядный пример «смеси французского с нижегородским»: диваны с подлокотниками в виде золоченых лебедей обтянуты тканью с яркими лубочными розанами. Разряженные в платья с кринолинами Анна Андреевна и Марья Антоновна выглядывают с ветхого крыльца, не покажется ли экипаж с таинственным незнакомцем, а по двору мимо них расхаживает баба с коромыслом, в затрапезном сарафане. Жизнь тут скучная, серая — потому и производит такую сенсацию появление молодого «ревизора».

Режиссеры: Юрий Соломин, Василий Федоров
В ролях: Виктор Низовой, Инна Иванова, Алексей Кудинович, Александр Клюквин, Дмитрий Марин, Ольга Жевакина, Борис Невзоров, Владимир Носик

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна