Кавалер «Золотой Звезды»
Художественные фильмы

Кавалер «Золотой Звезды»

Год выхода:
1950
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Драма
Длительность:
101 мин.
В ролях:
Сергей Бондарчук, Николай Гриценко, Николай Комиссаров, Иван Переверзев, Анатолий Чемодуров, Борис Чирков
Режиссёр:
Юлий Райзман

Экранизация одноименного романа Семена Бабаевского. Танкист — орденоносец Сергей Тутаринов (Сергей Бондарчук) — по окончании войны возвращается в родную станицу, на Кубань. Бывший фронтовик стремится принять активное участие в восстановлении родного края. Конфликт «между хорошим и лучшим» олицетворяют районные руководители. Секретарь райкома Павел Петрович Кондратьев (Борис Чирков) поддерживает Тутаринова, а председатель райисполкома Федор Лукич Хохлаков (Николай Комиссаров) энтузиазма не показывает.

Конечно, Тутаринову тесно в рамках одного колхоза. И его характер требует масштаба большего, чем работа рядового механизатора. Ведь не зря Сергей Тутаринов на фронте стал Героем Советского Союза. Его подвиг на войне доказывает окружающим, что и в мирное время он не будет отступать от намеченной цели. Свою цель Тутаринов представляет в виде пятилетнего плана восстановления и развития станицы. В нем предусмотрено и строительство районной электростанции.

Фильм о том, как можно в разрушенной войной стране не только мечтать о строительстве коммунизма, но и пытаться его строить. Никто из окружающих не сомневается в том, что типичный конфликт социалистического реализма «между хорошим и лучшим» будет разрешен. Сергей Тутаринов становится руководителем и, преодолев все трудности, при поддержке жителей станицы начинает строительство и зарабатывает вторую «Золотую Звезду» — теперь трудовую. Счастлив главный герой и в личной жизни. Хотя отношения с возлюбленной Ириной Ивановной Любашёвой (Кира Канаева) сложились не сразу.

Важно еще подчеркнуть, что фильме вообще нет отрицательных персонажей.

Роль сильного человека «сидит» на Сергее Бондарчуке как влитая. Но именно с выбором актера и был не согласен автор романа Семен Бабаевский: «Долго и старательно Райзман искал, как он говорил, геройского на вид актера на роль главного героя романа Сергея Тутаринова. И отыскал. Им оказался тезка кубанца Сергея Тутаринова — Сергей Бондарчук.

Как известно, Сергей Тутаринов — танкист. Он только что вернулся с фронта. Его чуприна еще пахла порохом. На старенькой гимнастерке, рядом с «Золотой Звездой», темнела засохшая кровь. Он несколько раз горел в танке, на гусеницах ходил в атаке. Худенький юноша. Лицо бледное, болезненное.

Я же увидел совсем другого Сергея. Упитанного, краснощекого здоровяка. Сказал Райзману: при всем моем уважении к таланту Сергея Бондарчука — на роль своего тезки он не годится. Мои слова Райзман пропустил мимо ушей. Весело рассмеялся, обнял меня, пальцем ткнул в небо и сказал: «Запомни, судьи-то там, высоко»…

…Я перестал мешать Райзману. Но все время, пока в Зеленчукской снималась картина, невольно видел поднятый палец, веселое лицо Райзмана, его желание заснять не то, что было в станице, а то, чего там никогда не было. И мне невольно казалось, будто выдающегося мастера кино тревожила одна мысль: как со Сталинской премией? Получу или не получу?».

Но Юлий Райзман оказал прав. Кинокартинка понравилась не только руководству. Кроме Государственной премии, режиссер получил и несколько наград на международных кинофестивалях…

Особенности:

— Семен Бабаевский — лауреат Сталинской премии первой степени (1949) за роман «Кавалер «Золотой Звезды» (1948).

— Лауреатами Сталинской премии I степени (1952) стали Юлий Райзман, Сергей Урусевский, Сергей Бондарчук, Николай Гриценко.

— МКФ в Карловых Варах (1951) — «Хрустальный глобус» режиссеру Юлию Райзману.

Авторы о фильме:

Семен Бабаевский: «...Натуру снимали в станице Зеленчукской. Она описана в романе. Я наведывался в станицу и видел, как хозяйничает в «Кавалере…» Райзман, какие снимает сцены, и вынужден был сказать ему: зачем снимаете то, чего нет и не могло быть в романе? Райзман не обиделся. Счастливо рассмеялся, назвал меня наивным провинциалом, удивляясь, неужели я ничего не знаю о существовании Сталинских премий? Тут он весело показал пальцем в небо, словно мысленно обращаясь с просьбой то ли к Господу Богу, то ли к Иосифу Сталину…

…В день открытия станции Райзман собрал людей со всех станиц. Гремел духовой оркестр. Всюду голосисто пели гармошки. Всюду пляски, песни. Столы поставлены двумя буквами П. Их укрыли скатертями, завалили яствами, бутылками. Я — к Райзману. Зачем эта показная карусель? Кому она нужна? Ведь в романе ничего этого нет.

Все такой же счастливый, радостный Райзман восторженно смотрел на толпы народа, поднимал палец и с гордостью говорил: «Не мешай! И запомни: выдающиеся режиссеры никому не позволяют вмешиваться в свои творческие замыслы!» (интернет-издание «Дуэль», № 7 (54), 1998).

Критика:

Нея Зоркая: «…поражает не только фальшь общей конструкции, но полное отсутствие райзмановского почерка, его режиссерской руки» («Райзман» // «Портреты». 1966).

Мая Меркель: «…даже в этом фильме есть Урусевский, которого мы знаем сегодня. А уж по тем временам «Кавалер», несомненно, был операторской удачей…» («Угол зрения». 1980).

В подборках

Николай Гриценко. Лицедей номер один
Предлагаем пересмотреть фильмы и спектакли с участием актера.
Бондарчук. Судьба человека
Творческая судьба великого человека, собранная из его лучших и всеми любимых работ.