Идиот (Настасья Филипповна)

Драма
1958
115 мин
СССР
Начать просмотр

Сценарий по роману Федора Достоевского «Идиот» Иван Пырьев написал в 1947 году. Режиссер вспоминал: «Что я прежде всего видел в «Идиоте»? Огромную любовь Достоевского к людям «униженным и оскорбленным», стремление к социальной справедливости, горячее желание найти правду в жизни. И конечно, удивительное умение писателя раскрывать глубины психологии человека» («Избранные произведения», «Искусство», 1978).

Но к постановке картины он шел более десяти лет. Основная причина, по которой съемки не начинались, была в том, что Пырьев никак не мог найти актера на главную роль — князя Мышкина. Действительно, этот образ — один из самых сложных и необычных в российской литературе. Как писал сам Достоевский, в Мышкине он хотел показать «идеального человека», живущего реальной жизнью.

Актера Юрия Яковлева Иван Пырьев увидел на пробах к фильму Григория Чухрая «Сорок первый». Яковлев пробовался на роль Говорухи-Отрока, которую в итоге исполнил Олег Стриженов. Молодой актер запомнился Пырьеву, и постепенно он утвердился в мысли, что нашел своего Мышкина.

Иван Пырьев перенес на экран первую часть романа, включая знаменитую сцену со сжиганием денег в камине. «Достоевский поднимал жгучие вопросы современности, и одним из них, быть может, наиболее важным был вопрос о власти денег. Через отношение к деньгам проявляются характеры, открывается духовная сущность человека», — считал Пырьев («Избранные произведения», «Искусство», 1978). Легендарная сцена, когда Настасья Филипповна бросает в камин деньги, отданные ей Парфеном Рогожиным, — одна из самых драматичных, эмоционально наполненных и сильных в этой картине.

Очень яркие образы создали в «Идиоте» актеры старой школы: Вера Пашенная (генеральша Епанчина), Иван Любезнов (Иволгин), Сергей Мартинсон (Лебедев). Но конечно же, основная удача картины — это исполнители главных ролей Юлия Борисова и Юрий Яковлев. Недаром Иван Пырьев не хотел приступать к картине, пока не найдет идеального Мышкина. Юрию Яковлеву великолепно удалось передать на экране все метания и колебания чистой, трепетной души героя, его боль из-за несовершенства мира и его искреннюю любовь и жалость к людям. А в паре с ним Юлия Борисова. Ее Настасья Филипповна — невинная жертва: порок не запятнал ее, но ранил глубоко и неизлечимо. Оставаться равнодушным, глядя на игру этих актеров, поистине невозможно!

Зрители восприняли «Идиота» более чем благосклонно. В 1958 году фильм стал лидером проката, его посмотрели 31 миллион зрителей. Этот факт доказывает, что хорошо экранизированная классика всегда интересна и востребована и даже такой «сложный» писатель, как Достоевский, может заинтересовать среднестатистического зрителя. Фильм также был назван лучшим фильмом года по опросу журнала «Советский экран». В 1959 году картина была удостоена второй премии на Всесоюзном кинофестивале в Киеве.

В планах Ивана Пырьева было продолжить экранизацию «Идиота» и снять вторую часть. Этому, увы, так и не суждено было сбыться. Но к творчеству Федора Достоевского режиссер обратился еще два раза: в 1959 году он снял «Белые ночи», а в 1968 году — «Братьев Карамазовых», которые стали последней картиной в его фильмографии.

Режиссёр: Иван Пырьев
В ролях: Юлия Борисова, Людмила Иванова, Иван Любезнов, Раиса Максимова, Сергей Мартинсон, Владимир Муравьев, Николай Пажитнов, Никита Подгорный, Юрий Яковлев, Леонид Пархоменко, Вера Пашенная, Клавдия Половикова

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2022, Минкультуры России. Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна