Арсенал
Художественные фильмы

Арсенал

Год выхода:
1929
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Драма
Длительность:
75 мин.
В ролях:
Семён Свашенко, Георгий Хорьков, Дмитрий Эрдман, Сергей Петров, Николай Кучинский, Осип Мерлатти, Николай Надемский, Лучиано Альбертини
Режиссёр:
Александр Довженко
Производитель:
«Мосфильм»

В сценарии режиссер писал: «1914 год. Война. Тощая лошадь на бесплодной земле — символ нищеты. Ужасы войны. Революционные братания и мятежи. Возвращение домой на поезде, сходящем с рельсов. В Киеве истеричные националисты манифестируют с портретом Тараса Шевченко и устанавливают его как икону, но внезапно оживший портрет задувает свечи. Ответные действия большевиков. Арсенал бастует. Взволнованные буржуа, уличные бои. Поражение забастовщиков. Белые расстреливают героя фильма».

В фильме семь частей, о восстании на легендарном заводе «Арсенал» рассказывается лишь в последних трех. Центральной фигурой является солдат, рабочий, большевик Тимош (Семен Свашенко).

Уже первый титр настраивает зрителей на особую интонацию: «Ой, было у матери три сына». Затем следуют несколько эпизодов из Первой мировой войны. На экране мрачный, задымленный пейзаж, серое небо и низкий горизонт и силуэты штыков. Камера Даниила Демуцкого фиксирует происходящее либо до военных действий, либо после. Оператор людей снимает слегка с нижнего ракурса, и потому темные фигуры на фоне неба смотрятся графическим рисунком.

Эпизоды в тылу также представляют россыпь разрозненных кадров. Но Довженко с каждой монтажной фразой последовательно наращивает ощущение трагедии мирового масштаба. Запоминается сцена возвращения фронтовиков домой, которая повторяет трижды. Русский, немецкий, французский солдаты, глядя на жен, родивших в их отсутствие, спрашивают: «Кто?» Все три мизансцены идентичны, что только усиливает общую человеческую драму. И кадр матери с ребенком на руках приобретает силу образа скорбящей Мадонны с младенцем Иисусом.

Масштаб негодования и создавшейся предреволюционной ситуации особенно проявляется из параллели между инвалидом и Николаем II. Инвалид отчаянно бьет худющую лошадь, и зритель от имени клячи читает титр: «Не туда бьешь, Иван». А Николай II в это время в дневнике записывает: «2 сентября. Убил ворону. Погода хорошая».

И лишь тогда в фильме появляется главная фигура фильма — Тимош. Пока еще лишь солдат, пока еще не символ переломного момента истории.

Возвращаясь поездом домой, он совершает яркий поступок. Теперь, после первого боя с гайдамаками, камера постоянно следит за каждым передвижением Тимоша, за каждым его помыслом. Мы видим, как Тимоша пытаются завербовать в армию Петлюры. Офицер спрашивает: «Ты ведь украинец?» Но национальный вопрос Тимош решает по-другому: «Да, я рабочий».

Так Тимош открыто заявляет о том, что выбрал для себя не власть Рады, а большевиков.

Восстание рабочих киевского завода «Арсенал» против контрреволюционной Украинской Народной Республики Центральной Радой случилось в январе 1918 года. Но Довженко, опираясь на исторический факт, в фильме сцену расстрела Тимоша решил мощной метафорой. Пули гайдамаков отскакивают и не могут убить рабочего-большевика. Фильм Довженко заканчивает на самом кульминационном моменте. И образ невредимого Тимоша вырастает до героя из мифов — ведь он бессмертен.

Особенности:

— Солдата, отравившегося веселящими газами, сыграл один из основателей украинского театрального и киноискусства XX века Амвросий Бучма.

— Семен Свашенко считался альтер эго Александра Довженко и сыграл главных героев в «Звенигоре», «Арсенале», «Земле».

— Фильм был восстановлен на киностудии «Мосфильм» в 1972 году. Музыку к обновленной версии написал композитор Вячеслав Овчинников.

Режиссер о фильме:

Александр Довженко: «Я поставил себе две цели: я в «Арсенале» буду громить украинский национализм и шовинизм, с другой стороны, буду поэтом и певцом рабочего класса Украины, совершившего социальную революцию. …Я зачастую работал, как работает боец в бою, — не заботясь о том, по правилам ли рубит он врага или не по правилам» (из сб. «За большое киноискусство». М.,1935).

Критика:

«Арсенал» продолжает тему пролетарской революции на Украине, затронутую в «Звенигоре». Несмотря на приподнятый, романтический характер образов «Арсенала», это фильм реалистический. С присущими творчеству Довженко поэтическими гиперболами, прихотливо сочетая приемы плаката, поэмы, оратории, не боясь метафор и даже аллегорий, Довженко дает политически заостренную и документально обоснованную картину действительных исторических событий» (Ростислав Юренев. «Александр Довженко», 1959).

«...Метод исторической символики, раскрытый в «Арсенале», окажется, вероятно, центральным в создании советских исторических картин на ближайшее время. В этом его огромное значение, далеко выходящее за границы украинской кинематографии» (Адриан Пиотровский. «Арсенал» и проблемы исторической фильмы», «Жизнь искусства», 1929, № 16 // «Арсенал», 1977).

Контекст:

— Один из первых украинских фильмов, входящих в классику мирового немого кино.

— С Украинской Народной Республики Центральной Радой у Александра Довженко были особые отношения. Вначале он, вдохновленный идеями украинской государственности, вступил в ее ряды. Разочаровавшись, навсегда принимает сторону большевиков.

— Историко-революционная тематика была одной из главных в 20-е годы прошлого века не только в кино. Писатели, поэты, художники стремились отразить в своем творчестве пафос революции и энтузиазм масс.

— После премьеры Довженко, Эйзенштейн и Пудовкин договорились между собой, что Эйзенштейн — это Леонардо, Пудовкин — Рафаэль, а Довженко — Микеланджело…

В подборках

Великий немой
Фильмы, с которых начинался отечественный кинематограф.

Смотрите также

12 стульев (с тифлокомментариями)
Комедия
1971
155 мин
Зеркало (с тифлокомментариями)
Драма
1974
102 мин
Цареубийца (с тифлокомментариями)
Драма
1991
104 мин
Жестокий романс (с тифлокомментариями)
Мелодрама
1984
145 мин