18+

Отелло

Мелодрама
1955
103 мин
СССР
Видео будет доступно после получения разрешения правообладателя

Шекспировские пьесы экранизируют много и охотно: театральная условность совершенно не вступает в противоречие с реалистической природой кинематографа. У Шекспира всегда есть что играть актерам, есть острый конфликт, а накал страстей таков, что современным драматургам и не снилось. Трагедия «Отелло» по части киноэкранизаций исключение не составляет. Впервые венецианский мавр появился на экране в 1906 году — и с тех пор с завидной регулярностью душил Дездемон всех возрастов и национальностей. Среди киноэкранизаций разных эпох и стран советский фильм Сергея Юткевича считается одним из лучших. Доказательство тому — и приз за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале 1956 года. Кстати, Ирина Скобцева, сыгравшая Дездемону, на том же Каннском фестивале была удостоена титула «Мисс шарм».

Классик советского кино Сергей Юткевич собирался ставить «Отелло» еще в 1937 году, но в ту пору нашлись задачи идеологически более важные. Вместо «Отелло» Юткевич тогда снял «Человека с ружьем». Спустя 18 лет он вернулся к своему замыслу. К счастью, именно к тому времени в отечественном кино появился трагический актер шекспировского масштаба. И пусть в первых кадрах картины Сергей Бондарчук с крашенным темной краской лицом кажется несколько неестественным, по мере движения истории актер становится все более убедительным. Он играет превращение — нормальности в сумасшествие, достоинства в истеричность, разума в безумие. По Бондарчуку, это превращение — временное, но трагическое помутнение рассудка.

Достойным альтер эго героя становится Яго в исполнении Андрея Попова. Мы привыкли, что этот великий актер играл по преимуществу героев спокойных, достойных, интеллигентных. Здесь мы видим совсем другого Попова — резкого, порывистого, колючего.

Сюжет шекспировской пьесы пересказывать, наверное, бессмысленно. Классическая история великой любви и великой ревности, поводом к которой может стать что угодно. Даже легкое подозрение. Даже красный платочек, который случайно обронила супруга. Еще «Отелло» — это рассказ о том, как строятся козни и интриги, как они могут быть изобретательны, даже виртуозны. Наконец, это история о том, как немного надо, чтобы подтолкнуть человека к безумным мыслям и безумным поступкам, к убийству, в конце концов.

Вообще «Отелло» Юткевича — эдакий эталонный фильм: с классическими пейзажами и декорациями, со ставшей уже классикой музыкой Арама Хачатуряна. Снят 60 лет назад, но до сих пор Отелло, Яго, Дездемона соответствуют нашим представлениям о том, какими должны быть эти герои. В этом и сила, и слабость картины: иногда хочется отойти в сторонку, попробовать посмотреть на до ужаса знакомую историю как-то иначе. С другой стороны, чтобы отойти от эталона, сам эталон должен быть кем-то создан. В данном случае Юткевичем. И неважно, что на экране не венецианские дворцы и пейзажи острова Кипр, куда «Мавр плывет… / Снабженный полномочьем править Кипром», а Крым во всей своей красоте. В те годы советские кинематографисты практически не могли снимать за границей и ограничивались возможностями локаций в собственной стране.

Кстати, на съемках «Отелло» начался роман, следствием которого стало появление едва ли не самой звездной и красивой пары советского кино. Ирина Скобцева и Сергей Бондарчук познакомились за год до «Отелло», в Москве, но именно в Крыму вспыхнул их красивый и яркий роман, который, в отличие от сюжета великой шекспировской пьесы, продолжился вполне счастливо.

В ролях: Евгений Весник, Антонина Максимова, Андрей Попов, Ирина Скобцева, Владимир Сошальский, Евгений Тетерин, Михаил Трояновский, Михаил Карякин, Сергей Бондарчук
Режиссер: Сергей Юткевич
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна