Оптимистическая трагедия
Художественные фильмы

Оптимистическая трагедия

Год выхода:
1963
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Историческое
Длительность:
113 мин.
В ролях:
Маргарита Володина, Борис Андреев, Вячеслав Тихонов, Всеволод Санаев, Всеволод Сафонов, Иван Жеваго, Даниил Нетребин, Петр Соболевский, Эраст Гарин, Олег Стриженов, Глеб Стриженов, Алексей Глазырин, Орко Бьернинен, Виктор Шульгин , Вероника Недоброво-Бужинская, Иосиф Ваньков, Валентин Белохвостик, Григорий Михайлов
Режиссёр:
Самсон Самсонов
Производитель:
«Мосфильм»

Пьеса Всеволода Вишневского «Оптимистическая трагедия», которая, правда, поначалу называлась иначе — «Да здравствует жизнь», была написана в 1932 году. Пьеса была невероятно популярна: ее ставили в театрах по всей стране, в легендарной постановке Камерного театра Комиссара играла Алиса Коонен, Алексея — Михаил Жаров. Но экранизация режиссера Самсона Самсонова появилась больше трех десятилетий спустя, в 1963-м. Почему? По той же самой причине, по которой и советские театры в конце пятидесятых — начале шестидесятых вдруг вспомнили подзабытую героико-романтическую пьесу Вишневского с ее открытым революционным пафосом и четким делением на черное и белое, хорошее и плохое. «Оптимистическая трагедия» оказалась востребована в короткую эпоху оттепели. Только что развенчан культ личности. Тогда казалось: всё, что было до сталинских репрессий, — настоящее, правильное, чистое. Это была короткая, как молния, эпоха возрождения веры в «комиссаров в пыльных шлемах», в то, что коммунизм и всеобщее счастье еще возможны.

Вот на излете этой эпохи и появился фильм Самсона Самсонова. Программно черно-белый, снятый легендарным оператором Владимиром Монаховым в стилистике условного реализма, где фантастически работают свет и тени, где каждый кадр выстроен как плакат, где природа скудна, аскетична и почти сливается с такой же холодной палубой боевого корабля Балтийского флота.

У фильма сложилась счастливая судьба. Он стал лидером советского проката, попал в конкурс Каннского кинофестиваля и даже получил там приз с формулировкой, сегодня представляющейся немыслимой: «За наилучшее воплощение революционной эпопеи». Актриса Маргарита Володина (она тогда была супругой режиссера) на короткое время стала невероятно популярной. Самсонов умел работать с актерами: в «Оптимистической трагедии» зрители увидели совсем необычно резкого и порывистого Вячеслава Тихонова, свои лучшие роли сыграли Борис Андреев и Всеволод Санаев, в замечательно смешном эпизоде отметился Эраст Гарин.

Если честно, сегодня — да, впрочем, наверное, и полвека назад — зрителей вряд ли привлекали прямолинейные и наивные обращения Вишневского к потомкам. Революционные матросы смотрят в кадр и пафосно говорят с будущим — ну, как-то не очень в это верится! И коммунистическая вера, которая здесь практически приравнивается к религии, тоже вряд ли так уж убеждала зрителей шестидесятых. Тут интересно другое.

Мальчишки тех лет, посмотревшие революционный фильм, восторженно распевали по дворам песню анархистов:

Была бы шляпа, пальто из драпа,
А к ним живот и голова.
Была бы водка, а к водке — глотка,
Все остальное трын-трава
.

Да и взрослые радостно цитировали героев «Оптимистической»: «Давайте, товарищ, поженимся», «Гляжу я на тебя и думаю: отчего такая баба — и не моя?», «Люблю с женским полом о жизни поговорить» и, конечно, классическое, вошедшее в историю: «Хочу комиссарского тела!» Реплики Вишневского могут показаться пошлыми, но только если они вырваны из контекста. На самом деле (и в этом всегда боялись признаться те, кто анализировал фильм Самсонова) именно стихия анархии прежде всего привлекала в этой картине. Наглые, подлые анархисты здесь — живые. И речь их не картонно-плакатная, а яркая, сочная, вкусная, пусть и несколько театральная, иногда — опереточная.

Фильм Самсона Самсонова — безусловный памятник не только и не столько революционным морякам, сколько старому доброму советскому кино, которое умело соединить трагедию с фарсом, да так, чтобы каждый находил и выбирал то, что ему ближе. Кому-то — оптимистическую. А кому-то — трагедию.

В подборках

Кинообразы Всеволода Санаева
Вспоминаем советского актера Всеволода Санаева и фильмы с его участием.

Смотрите также

12 стульев (с тифлокомментариями)
Комедия
1971
155 мин
Зеркало (с тифлокомментариями)
Драма
1974
102 мин
Цареубийца (с тифлокомментариями)
Драма
1991
104 мин
Жестокий романс (с тифлокомментариями)
Мелодрама
1984
145 мин