12+

«Под воспаленным прахом». Археология масонского взгляда: «Последний день Помпеи» Карла Брюллова

Гуманитарные
2013
81 мин
Видео будет доступно после получения разрешения правообладателя

Автор исходит из предположения о том, что наибольшие загадки таят те произведения искусства, мимо которых зритель в музее проходит поспешно, полагая, что о них уже все известно. Одним из таких знаменитых, но неоднозначных памятников является картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи».

Созданная в эпоху расцвета русского романтизма, картина отразила и отзвук кантовско-шиллеровского рассуждения о «возвышенном» (превосходящем силы и масштаб человека), и традиционный интерес к Античности. После того как раскопки Помпей открыли множество эротических артефактов, древняя катастрофа стала рассматриваться как Божья кара и сопоставляться с разрушением греховного Содома. В России свежи были воспоминания об Отечественной войне 1812 года, интерпретированной как «суд Божий на ледяных полях». Эти и подобные провиденциальные настроения питали эзотерическую традицию, прикосновенность к скрытому знанию, к которой имело прямое отношение семейство Брюлловых (и отец, и братья Карл и Александр входили в масонские ложи). В лекции излагается и обосновывается трактовка картины «Помпея» как масонской аллегории «Разрушение града нечестивого», разъясняется тайный «масонский смысл» ряда деталей, которые посвященными могли пониматься как мистические символы. Такое прочтение обогащает наше знание духовной атмосферы эпохи и позволяет расширить панораму «визуальных режимов и практик» европейского романтизма.

Лектор — Алексей Курбановский, доктор философских наук, критик, переводчик, главный научный сотрудник Государственного Русского музея, автор многочисленных статей по рок-музыке. В 1977 году окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. С 1990 года работает в Государственном Русском музее. В 2002 и 2003 годах преподавал историю русского искусства в университетах США. Опубликовал более 180 статей по истории отечественного искусства и современной художественной жизни, автор книг «Искусствознание как вид письма» (СПб., 2000), «Незапный мрак» (СПб., 2007).

Лектор: Алексей Курбановский

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна