Мусуси
Опера

Мусуси

Московский государственный академический камерный музыкальный театр имени Б.А. Покровского

Год выхода:
1982
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Мелодрама
Длительность:
72 мин.
В ролях:
Александр Саркисов, Ирина Бартенева, Евгений Болучевский, Николай Курпе, Людмила Соколенко, Раиса Соколова, Лилиана Гаврилюк, Игорь Парамонов, Владимир Хрулев, Геннадий Мамин
Режиссёры:
Борис Покровский, Наталья Примак

Фрагмент рецензии Ю. Роева, опубликованной в журнале «Театр»(1981):

«Мусуси», комическая опера Отара Тактакишвили, написана специально для Камерного музыкального театра. Постановка Бориса Покровского при непосредственном музыкальном руководстве композитора стала своего рода творческим манифестом театра, вобравшим в себя открытия прежних лет в работе над спектаклями лирико-комедийного жанра — от «Аптекаря» И. Гайдна до «Луны и детектива» А. Журбина. Исповедуемый режиссером принцип синтетичности оперного представления обрел в народном по характеру произведении — опере «Мусуси» О. Тактакишвили — наиболее полное выражение. <...>

Заимствованный из новеллы М. Джавахишвили сюжет «Мусуси» — из числа старых, как мир, и всегда молодых: отец хочет отдать дочь за богатого, но глупого, она же любит бедняка и, конечно, преодолевает все препятствия на пути к счастью с любимым. Действие происходит в начале XX века там, где дни всегда солнечны, а ночи сказочно звездны, где в горных долинах зреет дивный виноград и неправдоподобно острый перец, где песни, словно горные реки, звонки и многоголосы, где девушки, конечно же, прекрасны, а мужчины, соответственно, пылки и мужественны и где любовь непременно побеждает. <...>

Спектакль Камерного музыкального театра заражен этой авторской влюбленностью. Рассказ о том, как юная своенравная Фефо, которую прочат за выгодного жениха Дондло, влюбляется в вернувшегося с солдатской службы бессребреника Миху, ведется мягко и весело.

Мир персонажей, окружающих главных героев, — Петре, непреклонно грозный отец девушки, его солидные друзья, несуразный Дондло и его самодовольная мать, бесчисленные шумливые соседи, родственники, дружки, подруги — предстает забавным, но изображается авторами с тем чувством меры, которое подчеркивает схожесть с натурой, делает рисунок жизненно достоверным.

Если в прежних комедийных спектаклях театра артисты нередко выявляли комизм своих героев яркими внешними средствами (гримом, манерами, жестами), старались быть прежде всего смешными, то в «Мусуси» они приходят к тому способу существования в комедии, который известен как самый надежный для создания комического эффекта. Все без исключения артисты предельно серьезны в своем сценическом бытии. <...>

«Мусуси» означает то, что хочет вложить в него каждый произносящий. Для А. Левина это название прекрасной оперы Тактакишвили, для Петре, бросающего в лицо Михи оскорбление, — «бабник», для Фефо — «любимый», для всех прочих — девушек, матерей, вдов, молодух, отцов, братьев, мужей — «донжуан», «женолюб», «бесстыдник», «ловелас», «нахал», «охальник» и прочее, одним словом — «мусуси».

В подборках

Борис Покровский: легенда оперы
Он первым поставил оперу «Война и мир» и основал театр, аналогов которому нет в России.

Смотрите также

Отелло
Государственный академический Большой театр
Трагедия
1979
90 мин
Хованщина
Мариинский театр
Драма
1992
182 мин
Каменный гость
Государственный академический Большой театр
Драма
1979
84 мин
Севильский цирюльник
Государственный академический Большой театр
Комедия
1964
146 мин