Паяцы
Опера

Паяцы

Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)

Год выхода:
1985
Страна производитель:
СССР
Длительность:
73 мин.
Режиссёр:
Петр Гусев

Фрагмент книги Бориса Покровского «Сотворение оперного спектакля» (1985):

«Интонация певца должна быть не примитивной, а многогранной. Вот простой пример. В опере «Паяцы» Леонкавалло между персонажами сразу завязывается трагическая ситуация. В дальнейшем она катастрофически развивается, в условиях веселого спектакля, который играется участниками конфликта – артистами передвижного театра-балагана. Ситуация веселой пьесы, которая играется персонажами в комическом плане, повторяет события и взаимоотношения их в быту, в жизни. Продолжая играть комедию на сцене, действующие лица понимают приближение трагической развязки в жизни. В музыкальных фразах, написанных в нарочито примитивных балаганных интонациях, актеры-певцы должны выразить и тревогу, и осторожность, и надежду на благополучный исход... И боль, и страдания... Таким образом, это становится как бы вторым планом – главным ходом взаимоотношений действующих лиц друг с другом, их мыслей и чувств. Значит, в этом случае музыкальная интонация композитора служит маской, за которой проглядывают подлинные страсти человеческой трагедии. Вот пример, когда поиски интонации певцом должны идти от драматической ситуации, а не от музыки. То есть он должен каждый раз точно определять, какую роль в том или ином эпизоде оперы играет интонация музыки. Искать певческую интонацию соответственно музыкальной, исходя из драматургии.

Почувствовать интонацию автора так же важно, как и его стиль, как жанр произведения, его идейное содержание. Эти «показатели» характера оперы, находясь в нерасторжимом единстве, – главный ориентир для работы режиссера. По тому, как режиссер «угадал» эти особенности произведения, можно судить об успехе или неудаче его работы. Гармония компонентов, без которой нет художественности, достигается с трудом. Здесь чутье, вкус, чувство меры, фантазия режиссера, артиста играют такую же роль, как и сопереживание публики».

Фрагмент книги профессора Тбилисской консерватории Гульбата Торадзе «Р. Леонкавалло и его опера «Паяцы» (1966 г.):

Итальянский композитор Руджеро Леонкавалло вошел в историю музыки как poeta unius libri («создатель одной книги»). Таким остается он и в сознании миллионов любителей оперного искусства, наслаждающихся мелодичной, ярко эмоциональной музыкой его лучшего творения – оперы «Паяцы» (1892).

Не будь «Паяцев», имя Леонкавалло так же было бы предано забвению, как и имена многих способных современников его и сверстников. Будь несколько произведений, равных «Паяцам», Леонкавалло мог бы стать классиком итальянской оперы. Все созданное композитором после «Паяцев», за исключением нескольких отрывков из других опер и популярного романса «Рассвет», забыто. <...>

«Припертый к стене и отчаявшийся, но исполненный решимости дать последнее сражение» Леонкавалло в течение пяти месяцев пишет либретто и музыку «Паяцев». <...> Вскоре, 21 мая 1892 года, опера была поставлена на сцене миланского театра Dal Verme под управлением начинавшего свою блистательную карьеру Артуро Тосканини и прошла с успехом. <...> Леонкавалло, подобно Байрону, мог бы сказать: «В одно прекрасное утро я проснулся знаменитым». Поставленная затем в сентябре того же года в Вене опера «Паяцы» вскоре обошла все европейские сцены, принеся автору мировую известность. <...>

Вскоре после постановки «Паяцев» Леонкавалло был обвинен французским писателем Катюллем Мендесом в похищении сюжета его драмы La femme a Tabarin, которая впервые была представлена в 1888 году. К. Мендес даже возбудил против Леонкавалло судебный процесс, и композитор вынужден был выступить в парижской газете «Фигаро» с опровержением. Доказывая полную самостоятельность своего произведения, Леонкавалло указал на источник его происхождения – событие, имевшее место в Калабрии в 1865 году: один из артистов бродячей труппы из чувства ревности действительно убил на сцене (во время представления) свою жену. <...> Эта трагическая история с детства глубоко запала в душу будущего композитора».

В подборках

Борис Покровский: легенда оперы
Он первым поставил оперу «Война и мир» и основал театр, аналогов которому нет в России.

Смотрите также

Мазепа
Драма
2017
130 мин
Отелло
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)
1979
90 мин
Хованщина
Мариинский театр (Основная сцена)
1992
182 мин
Каменный гость
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)
1979
84 мин