Принц и нищий
Телеспектакль

Принц и нищий

Московский художественный академический театр им. М. Горького (МХАТ)

Год выхода:
1985
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Длительность:
150 мин.
В ролях:
Нина Галушевская , Виталий Беляков, Татьяна Глебова, Всеволод Абдулов, Сергей Колесников, Михаил Басов, Владимир Трошин, Константин Градополов, Василий Корнуков, Юрий Мочалов, Петр Смидович
Режиссёры:
Лесь Танюк, Николай Александрович

Спектакль поставлен по пьесе Сергея Михалкова, а та в свою очередь создана на основе романа Марка Твена «Принц и нищий». Впервые роман был опубликован в 1881-м году в Канаде. Действие разворачивается в XVI веке, но сюжет оказался невероятно востребованным в течение века двадцатого. Произведение Марка Твена не раз экранизировали и воплощали на сцене. В 1985-м году свою версию «Принца и нищего» представил МХАТ (напомним, что тогда Художественный театр еще не разделился надвое и носил имя Максима Горького). Спектакль поставил режиссер Лесь Танюк, он же сделал этот фильм-спектакль (в соавторстве с Николаем Александровичем).

Итак, в Лондоне живут два мальчика - сын вора Том Кенти и маленький наследный принц Эдвард. На сцене сменяют друг друга то старинная площадь с островерхими домиками, то замок с башнями, - для детской истории о приключениях и благородстве сценограф Борис Мессерер и декорации создал сказочные. Почти нарочито условные, но в условность эту веришь, потому что на таком фоне разворачивается история как две капли воды похожих мальчиков. То есть, доброй, сказочной условности сюжета вторит и условность декораций. И за принца, и за нищего на сцену выходила Нина Галушевская (Килимник) – актриса с огромными голубыми глазами. По-мальчишески худощавая, с белокурым каре и звонким голосом, она органично сыграла и принца, и нищего. С одной стороны, мальчишка с городских окраин и, как сказали бы сейчас, из неблагополучной семьи, услышав сказки про монарших особ, мечтает побыть наследником престола. С другой - как раз наследник престола, живущий в замке, как в золотой клетке, не знающий жизни тех людей, которыми в будущем ему предстоит править. Добросердечные юнцы встретились и поменялись на время ролями – такое бывает только в сказке.

«Начав с пьесы С. Михалкова «Том Кенти» (написанной в 1938 году и имевшей большую сценическую историю), театр пришел к принципиально новому произведению, к мюзиклу, адресованному всем возрастам, - вспоминает постановщик спектакля, режиссер Лесь Танюк. - Тут мы имеем пример подлинного сотрудничества драматурга с театром, когда репетиции до такой степени увлекали драматурга, что он с актерами заново пересоздал свое произведение, выйдя далеко за пределы собственно Марка Твена и обратившись к тому, что послужило истоком и для создания новой версии о двойниках. Привлекая сюда и кельтский фольклор, и староанглийский эпос о Робин Гуде, и детскую «пиратскую» традицию, и многое иное. Театр последовал за автором и перевел его идеи на язык современной поэтической песни, пантомимы и пластики. Стихи к пьесе С. Михалкова рождались непосредственно на репетициях, возникая как бы из самого действия».

Смотрите также

Великая магия
Театр имени Евгения Вахтангова
Комедия
1980
147 мин
Отелло
Государственный академический Большой театр
Трагедия
1979
90 мин
Сирано де Бержерак
Государственный академический театр им. Моссовета
Комедия
2006
147 мин