Ярмарка тщеславия
Спектакль

Ярмарка тщеславия

Государственный академический Малый театр

Год выхода:
1976
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Драма
Длительность:
163 мин.
В ролях:
Евгений Велихов, Лилия Юдина, Галина Кирюшина, Валентин Ткаченко, Ярослав Барышев, Геннадий Сергеев, Виктор Борцов, Константин Мякишев, Валентина Евстратова, Людмила Гайликовская, Виктор Шарлахов, Софья Фадеева, Татьяна Панкова, Владимир Кенигсон, Георгий Куликов, Владимир Котельников, Мария Овчинникова, Варвара Обухова, Евгений Буренков
Режиссёры:
Вениамин Цыганков, Мария Муат, Игорь Ильинский

Спектакль Игоря Ильинского – первая и единственная отечественная театральная постановка по роману «Ярмарка тщеславия» Уильяма Теккерея. Многостраничный роман, охватывающий десятилетия, описывающий нравы и быт общества XIX века, Игорь Ильинский сумел перенести на сценические подмостки, ограничившись историей приключений главной героини Ребекки Шарп. Режиссер остался верен главной идее Теккерея: о жизни, как карусели на балаганной ярмарке, безостановочно кружащейся, играющей человеком, ломающей его судьбу. Герои Теккерея в спектакле Ильинского появляются в начале и конце спектакля на фоне карусельной панорамы, похожие на маленьких марионеток. Зрительный зал и сцену режиссер объединил через образ кукольника Евгения Велихова, который то и дело сопровождает действие ироническими комментариями и отстраненно следит за героями Теккерея и в то же время за самими зрителями.

Ярмарка тщеславия – место суетное, сумасбродное, полное всяческих надувательств, фальши и притворства. Тот, кто хочет выжить и блистать на этой ярмарке жизни, должен быть искусным лжецом, интриганом, уметь извлекать из любой ситуации собственную выгоду, чтобы не стать жертвой и не оказаться в проигрыше. Неслучайно в центре спектакля Игоря Ильинского оказывается именно Ребекка Шарп в исполнении Лилии Юдиной, беднячка, сумевшая выкарабкаться из нищеты благодаря своей хитрости и изворотливости, ставшая одной из видных дам.

Ильинский собрал в спектакле крупнейших актеров Малого театра, вплоть до Александры Яблочкиной. Каждый из них создал колоритные, запоминающиеся образы, местами полные благодушного юмора, местами – язвительной иронии.

Игорь Ильинский выстраивает спектакль поэпизодно, и каждый эпизод рассказывает об очередной «победе» Ребекки, о восхождении по «ярмарочной лестнице». Юдина дает понять: ее героиня, подвижная, кокетливая рыжеволосая девушка, в первую очередь – актриса, околдовывающая людей своей искусной игрой, обаянием и лестью. Она ни разу не верит в то, что говорит, и успевает со стороны посмеяться над наивными жертвами своих уловок. В доме лучшей подруги, доброй и доверчивой Эмилии Седли (Галина Кирюшина), Ребекка успевает влюбить в себя непутевого и бестолкового брата Эмилии – толстяка Доббина (Виктор Борцов), чтобы задержаться у нее в доме. Она с притворным интересом, льстя мужскому самолюбию, слушает рассказы Доббина о путешествиях в Индию. Ребекка Юдиной в нужный момент умеет быть скромной, застенчивой девушкой, легко принимающей жалобный вид, вызывающий в людях сочувствие и нежность.

В доме старого скряги сэра Питта Кроули, ожидающего наследство богатой тетки, Ребекка может быть любезной, скрывая презрение и брезгливость. Виктор Шарлахов делает своего Кроули похожим на гоголевского Плюшкина: пыльный, заношенный костюм, редкие нечесаные волосенки, подозрительный, сварливый. В доме, в который Ребекка приехала гувернанткой, она пропускает мимо ушей всякие бытовые разговоры, но глаза ее начинают сверкать животным блеском, когда речь заходит о деньгах.

Эта Ребекка может быть обворожительной красавицей, и в плен ее чар попадают все мужчины, находящиеся рядом. Втираясь в доверие к выжившей из ума богатой старухе миссис Кроули, Ребекка может с упоением мечтать вслух о романтических приключениях, «тайной страсти» и храбрых героях-любовниках. Вздорную старуху Кроули, на чье состояние положила глаз Ребекка, сыграла Александра Яблочкина. Как отмечал известный историк театра Павел Марков, это одна из лучших ролей в спектакле, исполненная «с неиссякающим трогательным блеском». Щупленькая старушонка, не встающая с инвалидного кресла, с жадностью читает газетные сплетни о тайных венчаниях. Но когда узнает, что гувернантка тайно обвенчалась с ее племянником, статным красавцем офицером Родоном Кроули (Ярослав Барышев), которому она намерена завещать все свое состояние, миссис Кроули, словно фурия, вскакивает с кресла и, в бешенстве громя мебель, кричит, что не отдаст «ни одного фартинга».

Единственный раз Ребекка Юдиной плачет искренне, когда не может убедить любовника милорда, представившего ее ко двору, и мужа в своей честности.

При всем перевесе внимания к истории Ребекки Шарп в спектакле Игоря Ильинского есть история и другой женщины – Эмилии. Это история преданной любви скромной и нежной женщины. В спектакле, как и в романе Теккерея, жизнь напоминает рулетку, где за выигрышем обязательно следует проигрыш. И если Ребекка, взяв денежный куш, в конце концов терпит фиаско, то Эмилия, пережив разорение семьи, побеждает на ярмарке тщеславия и находит любовь.

В подборках

Английские драматурги в русских театрах
6 спектаклей по известным произведениям британских литераторов.
Сам о себе
Фрагменты из книги Игоря Ильинского.

Смотрите также

«Клятвенные девы»
Драма
2017
81 мин
«Старший сын»
Московский драматический театр «Сфера»
Комедия
2017
89 мин
«Папа, мама, я и Сталин»
Театр «У Никитских ворот» под руководством Марка Розовского
Драма
2017
76 мин